Воспитание гражданской идентичности включает в себя следующие составляющие
4th, Июнь, 2016Татьяна Юрьевна Авзина,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №33» г. Курска.
Марина Леонидовна Жиляева,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории, руководитель методического объединения учителей начальных классов МБОУ «СОШ №33» г.Курска, Почётный работник общего образования Российской Федерации, лауреат муниципальной премии «Признание», победитель областного конкурса профессионального мастерства «Учитель года – 2001», призёр Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель года – 2001»
Патриотическое воспитание как средство формирования основ гражданской идентичности личности в свете требований ФГОС НОО
Заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий. Так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.
В.А. Сухомлинский
В настоящее время государственная политика в области образования и воспитания подрастающего поколения определяет ведущие направления развития системы образования. Среди них – формирование гражданской идентичности личности, осознание человеком себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за её судьбу в современном мире.
Направленность развития личности в большой степени зависит от исходной установки. С чего начинается Родина для первоклассника? С места, где он родился и живёт, со школы и её традиций, имени первой учительницы, красоты окружающей природы, родословной его семьи, любви к матери и т.д. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны.
В содержании системы воспитания гражданской идентичности учащихся можно выделить следующие направления реализации воспитательных задач:
-
духовно-нравственное и ценностно-смысловое воспитание – формирование приоритетных ценностей гуманизма, духовности и нравственности, чувства собственного достоинства; социальной активности, ответственности, стремления следовать в своем поведении нормам морали, нетерпимости к их нарушению;
-
историческое воспитание – знание основных событий истории Отечества и ее героического прошлого, представление о месте России в мировой истории; знание основных событий истории народов России, формирование исторической памяти, чувства гордости и сопричастности событиям героического прошлого, знание основных событий истории края, республики, области, в которой проживает учащийся; представление о связи истории своей семьи, рода с историей Отечества, формирование чувства гордости за свой род, семью, город (село);
-
политико-правовое воспитание – направлено на формирование представлений учащихся о государственно-политическом устройстве России; государственной символике, основных правах и обязанностях гражданина; правах и обязанностях учащегося; информирование об основных общественно-политических событиях в стране и в мире; правовая компетентность;
-
патриотическое воспитание – направлено на формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежность к своему народу, уважения национальных символов и святынь, знания государственных праздников и участие в них, готовность к участию в общественных мероприятиях;
-
трудовое (профессионально-ориентированное) воспитание – формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека; ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием; формирование добросовестного и ответственного отношения к созидательному труду, уважение труда людей и бережное отношение к предметам материальной и духовной культуры, созданных трудом человека;
-
экологическое воспитание. Задачи экологического воспитания могут быть определены как формирование высокой ценности жизни, потребности учащихся сохранять и улучшать окружающую природную среду, обучение экологически сообразному поведению.
Важнейшим компонентом формирования гражданской идентичности является патриотическое воспитание.
В соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации была разработана Федеральная целевая программа патриотического воспитания граждан России. В рамках указанной программы патриотизм понимается как «одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, важнейшее духовное достояние личности и одновременно с этим как залог жизнеспособности и необходимое условие эффективного функционирования всей системы государственных и социальных институтов». Государственная политика направлена на формирование у граждан Российской Федерации духовно-патриотических ценностей.
Формирование патриотизма представляет собой не столько стихийный, сколько управляемый процесс, важнейшим элементом которого является система воспитания и образования.
Формирование патриотизма выступает как акт духовного творческого самоопределения личности посредством проникновения в духовную жизнь своего народа и отождествления с ней в условиях личной свободы (автономии). Это означает необходимость принять русский язык, российскую историю, российское государство, российское историческое миросозерцание как свои собственные, пережить тождественность. Однако процесс самоотождествления переживается личностью самостоятельно и самобытно. Никто – ни государство, ни общество, ни родители, ни воспитатели не могут обязать, принудить, предписать любовь ребенку к Родине. Ключевым моментом является переживание и осмысление своего отношения к Отечеству.
Задачи формирования гражданской идентичности и патриотических чувств реализуются как в урочной деятельности, так и во внеурочной деятельности (общественные музеи, организация деятельности военно-исторических и культурно-исторических, поисковые мероприятия, походы, военно-спортивные соревнования). Соответственно, обе эти сферы деятельности должны планироваться в комплексе.
Воспитание гражданской идентичности включает в себя следующие составляющие:
-
воспитание творческого и ответственного отношения к труду на благо других людей, своей малой родины;
-
формирование культуры межнационального общения, толерантности;
-
формирование правовой и нравственной культуры гражданина;
-
приобщение к социально значимой, созидательной деятельности;
-
сознательное самоопределение личности как основу гражданственности.
Содержание воспитания гражданской идентичности может быть представлено следующими видами деятельности:
-
творческой деятельностью, формами которой являются конкурс сочинений и рисунков «Я – гражданин России», фестиваль патриотической песни, смотр строя и песни и т.д.;
-
информационно-образовательной деятельностью, предполагающей формирование умения использовать разнообразные источники информации (общение друг с другом, взрослыми, обмен мнениями, литературные, научно- популярные печатные источники, цифровые виды источников, интернет-ресурсы и т.д.) и позволяющей повысить культурный и образовательный уровень воспитанников;
-
поисково-исследовательской деятельностью, направленной на совершенствование навыков работы с информацией;
-
краеведческой деятельностью, которая является мощным источником нравственных и патриотических чувств;
-
трудовой деятельностью, которая приобщает детей к преобразованию окружающей среды, формирует важные умения и навыки, необходимые для успешной жизни, готовит к сознательному выбору профессии;
-
экологической деятельностью, формирующей экологическое сознание, потребность бережно относиться к природе, окружающей среде, способность вести природоохранную работу;
-
оздоровительной деятельностью, которая способствует формированию установки на здоровый образ жизни, развивает способность осознанно сохранять и укреплять здоровье.
В рамках сетевого взаимодействия школ города Курска учащиеся нашей школы приняли участие в коллективной работе над созданием электронного образовательного ресурса «Книга славы», во Всероссийской акции «Бессмертный полк».
В нашем музее хранятся документы, находящиеся на государственном учёте.
В школе проходят различные акции: « Чистота спасёт мир!», «Пусть всегда будет завтра!», ежегодная «Благотворительная ярмарка», а также социально-значимые проекты: «Больше кислорода», «Зелёный город».
Особое внимание обращается на опыт использования проектной деятельности.
Таким образом, главное при выборе подходов к воспитанию гражданственности – это создание условий для самореализации человека в пространстве своей страны и своего времени. Воспитание гражданской идентичности – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность педагогов и школьников по формированию у учащихся свойств, присущих гражданину, патриоту своей страны. Принципиальное отличие новых образовательных стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребёнка и происходящие с ней в процессе обучения изменения. ФГОС второго поколения определяет «портрет» выпускника начальной школы, включающий, в том числе, такие качества, как:
-
готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию;
-
неприятие агрессии, жесткости, насилия над личностью;
-
любовь к своей Родине, стремление быть полезным своей семье, обществу, государству.
Литература:
-
Абрамов А.С. Мужество в наследство. – Свердловск: Средне-Уральское кн.изд., 1988.
-
Александров А.И. Факультативные занятия по истории краеведения/А.И. Александров//Преподавание истории в школе. 1982. – №3.
-
Александров-Липкинг Ю.А. Далёкое прошлое Курского края. – Воронеж: Изд. ЦЧО, 1971.
-
Вырщиков А. Патриотизм на службе России / А. Вырщиков, М. Кусмарцев// Воспитание школьников. -2006. – №3.
-
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. – М.: Просвещение, 2010.
-
Кто был кто в Великой Отечественной войне 1941-1945. Краткий справочник. М.: «Республика», 1995.
-
Курский край в истории Отечества / Под ред. Л.С. Полнера. – Курск: изд. Курский гос.тех.университет, 1996.
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.