Урок математики 1-й класс
2nd, Июнь, 2016Тема урока: «Решение задач» (1 класс)
Авторы программы: М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова, Ю.М.Колягин, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова
(УМК «Школа России»).
Цели урока:
-
закреплять навыки счёта в пределах 10, знание терминов, связанных с понятием «задача», умение решать простые текстовые задачи изученных видов арифметическим способом, составлять тексты задач по схемам и иллюстрациям, учить решать комбинаторные задачи и задачи на развитие логического мышления;
-
развивать логическое мышление, математическую речь, навыки рефлексивно-оценочной деятельности;
-
воспитывать интерес к изучению математики, критичность мышления, организованность, самостоятельность, товарищескую взаимопомощь, приобщать к ведущим ценностям мировой культуры.
Оборудование: иллюстрации, схемы, модели к задачам, дифференцированные карточки, раздаточный материал к игре «Танграм», панно для самооценки «Звёздочки», средства обратной связи.
План урока
-
Организация начала урока.
-
Устный счёт. Постановка цели и задач урока.
-
Закрепление изученного материала (на основе частично-поисковых и проблемных заданий).
-
Решение некорректно составленных задач.
-
Закрепление написания цифры «3».
-
Составление задач к схеме.
-
-
Закрепление умения решать текстовые задачи арифметическим способом. (Работа по учебнику.)
-
Дифференцированная самостоятельная работа.
-
Закрепление изученного материала на основе заданий на развитие логического мышления.
-
Закрепление изученного материала на основе заданий творческого и конструкторского характера.
-
Подведение итогов урока. Самооценка.
Ход урока |
УУД |
||||||||||||||||||
I. Организация начала урока. – Ребята, сегодня урок математики нам помогут провести герой сказки французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери Маленький принц и героиня, которую мы с вами придумали сами, – маленькая принцесса Земляничка, т.е. девочка с планеты Земля. |
Формирование личностных УУД на основе приобщения к ведущим ценностям мировой культуры. |
||||||||||||||||||
II. Устный счёт. Постановка цели и задач урока. – Выполнив задания устного счёта, вы сможете назвать тему урока. (Хором) Числа сходятся где-то во тьме, И глаз начинают светиться, И вокруг только умные лица, Потому что считаем в уме! – Составьте слово, расположив ответы примеров в порядке возрастания.
|
Познавательные УУД. Умение принимать и сохранять учебную задачу. |
||||||||||||||||||
– Итак, мы составили слово «задача». Сформулируйте тему урока. (Д. о.: – Наш урок будет посвящён решению задач. – Мы будем учиться решать задачи.) III. Закрепление изученного материала (на основе частично-поисковых и проблемных заданий). 1) Решение некорректно составленных задач. – Из каких частей состоит текст задачи? (Условие и вопрос.) – Как их различить? |
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
||||||||||||||||||
(Условие – то, что известно. Вопрос – то, что нужно найти.) |
Познавательные УУД. Моделирование, в частности, использование наглядной модели, отражающей отношения между составными частями текстовых задач. |
||||||||||||||||||
– Я предлагаю вам тексты нескольких задач. 1. Друзья Землянички Алёша и Саша рисовали ракеты. Алёша нарисовал 5 ракет, а Саша 4 ракеты. Сколько ракет нарисовал Алёша? (Неверно сформулирован вопрос.) Дети составляют вопросы и решают задачи. 2. – Какому твёрдому правилу следовал Маленький принц каждое утро? (Он приводил в порядок свою планету: прочищал вулканы и выпалывал ростки баобабов.) На доске: баобáб – Вы помните, что это за растение? Маленький принц выполол 6 баобабов. Сколько баобабов ему осталось выполоть? (В условии не хватает данных.) – Итак, чтобы решить задачу и получить верный ответ, нужно быть очень внимательным к условию задачи и вопросу. (Схема задачи.) 2) Закрепление написания цифры «3». – Перед вами фрагмент карты звёздного неба. – Какие созвездия вам знакомы? Какие геометрические фигуры образуют эти созвездия? |
Познавательные УУД. Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Умение строить рассуждения в форме связных простых суждений о задаче и её строении. |
||||||||||||||||||
– Мы с вами читали легенду об эфиопской царице Кассиопее. Помните её? – Включите своё воображение! На что похоже это созвездие? – Вспомните алгоритм написания цифры «3». – Обведите цифру «3» в воздухе, не отрывая локоть от парты. – Напишите цифру «3» в тетради. |
Личностные УУД. Воспитание эстетических чувств на основе знакомства с мировой художественной культурой. |
||||||||||||||||||
Зрительная физминутка – Примите положение, которое вам удобно. Выполним гимнастику для глаз. Упражнения 1-ое, 2-ое и 5-ое. Считайте в уме. 3) Составление задач к схеме. – Продолжим работу с фрагментом карты звёздного неба. – Сравните количество звёзд в созвездиях. |
Личностные УУД. Формирование установки на здоровый образ жизни. |
||||||||||||||||||
– Перед вами схема: – Земляничка просит нас составить задачу. (- О чём нам говорит схема?) |
Познавательные УУД. Моделирование, в частности, декодирование (считывание информации с модели). |
||||||||||||||||||
– Подумайте в парах о том, сколько можно составить задач, соответствующих данной иллюстрации и данной схеме. (Дети проговаривают вслух тексты 4-х задач.) – Что нужно было сделать, чтобы верно определить количество задач? (Нужно сравнивать созвездия парами.) – Назовите пары созвездий, количество звёзд в которых соответствует предложенной схеме. – Земляничка тоже составила четыре задачи. – Что вы можете сказать о решении этих задач? (Они одинаковы.) – Почему? – Отступите вниз две клетки и запишите решение в тетради. (с комментированием) – Запишите ответ. |
Коммуникативные УУД. Формирование коммуникативно-речевых действий. |
||||||||||||||||||
IV. Закрепление умения решать текстовые задачи арифметическим способом. (Работа по учебнику.) – Найдите в учебнике на странице 38 задание №8. – Прочитайте задание. – Работаем с текстом первой задачи. (Жужжащее чтение.) – Какое арифметическое действие вы выберете для решения этой задачи? – Почему? (Поиск ключевого слова.) – Прочитайте текст четвёртой задачи. – Расскажите, как вы будете её решать. – Молодцы ребята! Вы были наблюдательны. |
Познавательные УУД. Обучение общему способу решения задач. Умение выделять формальную структуру задачи. Умение выделять обобщённые схемы типов отношения и действий между единицами. |
||||||||||||||||||
Упражнения для улучшения мозгового кровообращения и снятия усталости с плечевого пояса и рук. V. Дифференцированная самостоятельная работа. |
Личностные УУД. Формирование установки на здоровый образ жизни. |
||||||||||||||||||
– Проверьте своё умение решать задачи самостоятельно, работая по карточке, которую для вас составила Земляничка. -Прочитайте задачу, подчеркните правильный ответ и запишите её решение на строке. |
Познавательные УУД. Умение записывать решение задач в виде математического выражения. |
||||||||||||||||||
-Отложите карточку. Я проверю правильность решения задачи, и мы завтра проанализируем результаты. (Возможна взаимопроверка в парах.) VI. Закрепление изученного материала на основе заданий на развитие логического мышления. – А сейчас поможем Земляничке отгадать загадку, предложенную ей Маленьким принцем. -Было три фигурки: треугольник, круг и квадрат. Каждая из них жила в одном из трёх домиков: первый домик был с высокой крышей и маленьким окном, второй – с высокой крышей и большим окном, третий – с низкой крышей и большим окном. Треугольник и круг жили в домиках с большим окном, а круг и квадрат – в домиках с высокой крышей. Нужно отгадать, в каком домике живёт каждая фигурка. – Давайте подумаем, как отгадать эту загадку. – Что нам известно про фигурки? – Про какую фигурку известно больше всего? – В каком домике живёт круг? – Что теперь можно узнать? (Можно узнать, где живёт треугольник.) |
Регулятивные УУД. Формирование навыков взаимного контроля. |
||||||||||||||||||
– В каком домике живёт квадрат? (Рассуждения детей, два пути решения.) |
Познавательные УУД. Ориентирование на разнообразие способов решения задач. |
||||||||||||||||||
Познавательные УУД. Моделирование, в частности, кодирование (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов). Перевод текста задачи на знаково-символический язык. |
|||||||||||||||||||
VII. Закрепление изученного материала на основе заданий творческого и конструкторского характера. |
|||||||||||||||||||
– С кем познакомился Маленький принц в конце своего путешествия? – Чему научил его Лис? «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». |
Личностные УУД. Эмпатия как понимание ребёнком чувств других людей. |
||||||||||||||||||
-Сконструируйте в подарок Маленькому принцу фигурку его друга. (Работа в парах.) |
Коммуникативные УУД. Умение согласовывать усилия в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперации). |
||||||||||||||||||
VIII. Подведение итогов урока. Самооценка. – Какие задания: Маленького принца или Землянички, вам более интересны? – Чему вы сегодня учились? – Спасибо, ребята, вам за урок! – Оцените свою работу на уроке и подарите звёздочки Маленькому принцу и Земляничке! (На многофункциональном панно «Звёздочки» дети могут отметить уровень своей заинтересованности уроком, настроение, уровень познавательной активности в течение урока, поместив звёздочку со своей фотографией на силовую кнопку одного из трёх цветов: красного, жёлтого или зелёного.) |
Познавательные УУД. Способность к самооценке (рефлексии) на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.