"Нельзя вырастить розу, если тянуть ее за бутон!"

Урок математики 1-й класс

2nd, Июнь, 2016

Тема урока: «Решение задач» (1 класс)

Авторы программы: М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова, Ю.М.Колягин, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова

(УМК «Школа России»).

Цели урока:

  • закреплять навыки счёта в пределах 10, знание терминов, связанных с понятием «задача», умение решать простые текстовые задачи изученных видов арифметическим способом, составлять тексты задач по схемам и иллюстрациям, учить решать комбинаторные задачи и задачи на развитие логического мышления;

  • развивать логическое мышление, математическую речь, навыки рефлексивно-оценочной деятельности;

  • воспитывать интерес к изучению математики, критичность мышления, организованность, самостоятельность, товарищескую взаимопомощь, приобщать к ведущим ценностям мировой культуры.

Оборудование: иллюстрации, схемы, модели к задачам, дифференцированные карточки, раздаточный материал к игре «Танграм», панно для самооценки «Звёздочки», средства обратной связи.

План урока

  1. Организация начала урока.

  2. Устный счёт. Постановка цели и задач урока.

  3. Закрепление изученного материала (на основе частично-поисковых и проблемных заданий).

    1. Решение некорректно составленных задач.

    2. Закрепление написания цифры «3».

    3. Составление задач к схеме.

  4. Закрепление умения решать текстовые задачи арифметическим способом. (Работа по учебнику.)

  5. Дифференцированная самостоятельная работа.

  6. Закрепление изученного материала на основе заданий на развитие логического мышления.

  7. Закрепление изученного материала на основе заданий творческого и конструкторского характера.

  8. Подведение итогов урока. Самооценка.

Ход урока

УУД

I. Организация начала урока.

– Ребята, сегодня урок математики нам помогут провести герой сказки французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери Маленький принц и героиня, которую мы с вами придумали сами, – маленькая принцесса Земляничка, т.е. девочка с планеты Земля.

Формирование личностных УУД на основе приобщения к ведущим ценностям мировой культуры.

II. Устный счёт. Постановка цели и задач урока.

– Выполнив задания устного счёта, вы сможете назвать тему урока.

picture1

(Хором) Числа сходятся где-то во тьме,

И глаз начинают светиться,

И вокруг только умные лица,

Потому что считаем в уме!

– Составьте слово, расположив ответы примеров в порядке возрастания.

7 – 4 =

3

А

6 – 2 =

4

Д

9 – 8 =

1

З

6 – 4 + 7 =

9

А

5 +3 – 2 =

6

А

5 +3 – 2 =

7

Ч

Познавательные УУД.

Умение принимать и сохранять учебную задачу.

– Итак, мы составили слово «задача». Сформулируйте тему урока.

(Д. о.: – Наш урок будет посвящён решению задач.

– Мы будем учиться решать задачи.)

III. Закрепление изученного материала (на основе частично-поисковых и проблемных заданий).

1) Решение некорректно составленных задач.

picture2

– Из каких частей состоит текст задачи?

(Условие и вопрос.)

– Как их различить?

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

(Условие – то, что известно. Вопрос – то, что нужно найти.)

picture3

Познавательные УУД.

Моделирование, в частности, использование наглядной модели, отражающей отношения между составными частями текстовых задач.

– Я предлагаю вам тексты нескольких задач.

picture4

1. Друзья Землянички Алёша и Саша рисовали ракеты. Алёша нарисовал 5 ракет, а Саша 4 ракеты. Сколько ракет нарисовал Алёша?

(Неверно сформулирован вопрос.)

Дети составляют вопросы и решают задачи.

2.

picture2

– Какому твёрдому правилу следовал Маленький принц каждое утро?

(Он приводил в порядок свою планету: прочищал вулканы и выпалывал ростки баобабов.)

На доске: баобáб

– Вы помните, что это за растение?

Маленький принц выполол 6 баобабов. Сколько баобабов ему осталось выполоть?

(В условии не хватает данных.)

– Итак, чтобы решить задачу и получить верный ответ, нужно быть очень внимательным к условию задачи и вопросу. (Схема задачи.)

2) Закрепление написания цифры «3».

– Перед вами фрагмент карты звёздного неба.

picture5

picture2

– Какие созвездия вам знакомы?

Какие геометрические фигуры образуют эти созвездия?

Познавательные УУД.

Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Умение строить рассуждения в форме связных простых суждений о задаче и её строении.

– Мы с вами читали легенду об эфиопской царице Кассиопее. Помните её?

– Включите своё воображение! На что похоже это созвездие?

– Вспомните алгоритм написания цифры «3».

– Обведите цифру «3» в воздухе, не отрывая локоть от парты.

– Напишите цифру «3» в тетради.

Личностные УУД.

Воспитание эстетических чувств на основе знакомства с мировой художественной культурой.

Зрительная физминутка

– Примите положение, которое вам удобно.

Выполним гимнастику для глаз.

Упражнения 1-ое, 2-ое и 5-ое. Считайте в уме.

3) Составление задач к схеме.

picture6

– Продолжим работу с фрагментом карты звёздного неба.

– Сравните количество звёзд в созвездиях.

Личностные УУД.

Формирование установки на здоровый образ жизни.

– Перед вами схема:

picture7

– Земляничка просит нас составить задачу.

(- О чём нам говорит схема?)

Познавательные УУД.

Моделирование, в частности, декодирование (считывание информации с модели).

– Подумайте в парах о том, сколько можно составить задач, соответствующих данной иллюстрации и данной схеме.

(Дети проговаривают вслух тексты 4-х задач.)

– Что нужно было сделать, чтобы верно определить количество задач?

(Нужно сравнивать созвездия парами.)

– Назовите пары созвездий, количество звёзд в которых соответствует предложенной схеме.

– Земляничка тоже составила четыре задачи.

– Что вы можете сказать о решении этих задач? (Они одинаковы.)

– Почему?

– Отступите вниз две клетки и запишите решение в тетради.

(с комментированием)

– Запишите ответ.

Коммуникативные УУД.

Формирование коммуникативно-речевых действий.

IV. Закрепление умения решать текстовые задачи арифметическим способом. (Работа по учебнику.)

– Найдите в учебнике на странице 38 задание №8.

– Прочитайте задание.

picture4

– Работаем с текстом первой задачи. (Жужжащее чтение.)

– Какое арифметическое действие вы выберете для решения этой задачи?

– Почему? (Поиск ключевого слова.)

– Прочитайте текст четвёртой задачи.

– Расскажите, как вы будете её решать.

– Молодцы ребята! Вы были наблюдательны.

Познавательные УУД.

Обучение общему способу решения задач.

Умение выделять формальную структуру задачи.

Умение выделять обобщённые схемы типов отношения и действий между единицами.

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения и снятия усталости с плечевого пояса и рук.

V. Дифференцированная самостоятельная работа.

picture1

Личностные УУД.

Формирование установки на здоровый образ жизни.

– Проверьте своё умение решать задачи самостоятельно, работая по карточке, которую для вас составила Земляничка.

-Прочитайте задачу, подчеркните правильный ответ и запишите её решение на строке.

Познавательные УУД.

Умение записывать решение задач в виде математического выражения.

-Отложите карточку. Я проверю правильность решения задачи, и мы завтра проанализируем результаты. (Возможна взаимопроверка в парах.)

VI. Закрепление изученного материала на основе заданий на развитие логического мышления.

– А сейчас поможем Земляничке отгадать загадку, предложенную ей Маленьким принцем.

-Было три фигурки: треугольник, круг и квадрат. Каждая из них жила в одном из трёх домиков: первый домик был с высокой крышей и маленьким окном, второй – с высокой крышей и большим окном, третий – с низкой крышей и большим окном.

Треугольник и круг жили в домиках с большим окном, а круг и квадрат – в домиках с высокой крышей.

Нужно отгадать, в каком домике живёт каждая фигурка.

picture6

– Давайте подумаем, как отгадать эту загадку.

– Что нам известно про фигурки?

– Про какую фигурку известно больше всего?

– В каком домике живёт круг?

– Что теперь можно узнать?

(Можно узнать, где живёт треугольник.)

Регулятивные УУД.

Формирование навыков взаимного контроля.

– В каком домике живёт квадрат?

(Рассуждения детей, два пути решения.)

picture8

Познавательные УУД.

Ориентирование на разнообразие способов решения задач.

Познавательные УУД.

Моделирование, в частности, кодирование (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов).

Перевод текста задачи на знаково-символический язык.

VII. Закрепление изученного материала на основе заданий творческого и конструкторского характера.

picture2

– С кем познакомился Маленький принц в конце своего путешествия?

– Чему научил его Лис?

«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».

Личностные УУД.

Эмпатия как понимание ребёнком чувств других людей.

-Сконструируйте в подарок Маленькому принцу фигурку его друга.

(Работа в парах.)

picture9

Коммуникативные УУД.

Умение согласовывать усилия в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперации).

VIII. Подведение итогов урока. Самооценка.

– Какие задания: Маленького принца или Землянички, вам более интересны?

– Чему вы сегодня учились?

– Спасибо, ребята, вам за урок!

– Оцените свою работу на уроке и подарите звёздочки Маленькому принцу и Земляничке!

(На многофункциональном панно «Звёздочки» дети могут отметить уровень своей заинтересованности уроком, настроение, уровень познавательной активности в течение урока, поместив звёздочку со своей фотографией на силовую кнопку одного из трёх цветов: красного, жёлтого или зелёного.)

ФотоОткрытка_050311

Познавательные УУД.

Способность к самооценке (рефлексии) на основе критерия успешности учебной деятельности.




Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

*

Календарь

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
^