"Нельзя вырастить розу, если тянуть ее за бутон!"

Вредные привычки

11th, Март, 2016

Протокол №3

родительского собрания

во 2 В классе МБОУ «СОШ №33»

от 11 марта 2016 года

Присутствовали родители 27 учеников

Тема собрания: «Вредные привычки».

Повестка дня

  1. Вступительное слово классного руководителя.

  2. Обучающий практикум для родителей по преодолению вредных привычек.

  3. Выступление школьного психолога.

  4. Вопросы родителей по теме собрания.

  5. Подведение итогов родительского собрания.

Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя

Классный руководитель здоровается с родителями и объявляет тему и цели родительского собрания.

1 . Что такое привычка?

  1. Какие бывают привычки?
  2. Когда появляются привычки?
  3. Где и как дети приобретают привычки? (Обмен мнениями.)
    Привычка поведение, действия, ставшие для ребенка обычными,

постоянными.

Многие вредные привычки могут впервые появиться в школьные

годы. Однако не стоит обвинять во всем школьную обстановку, учителей,

сверстников. И хорошие, и плохие привычки мы приобретаем в семье.

Каждая привычка имеет свои причины и требует индивидуаль­ного подхода. Рассмотрим частные случаи.

II. Обучающий практикум для родителей по преодолению вредных привычек

Обучающий практикум позволит родителям осознать значимость данной проблемы в развитии личности ребенка и помочь детям в преодолении вредных привычек.

Ситуация первая. Ребенок говорит неправду.

Наверняка это случалось и до того, как малыш пошел в школу. Но вранье маленького ребенка достаточно безобидно. А вот ложь, касающаяся школьных проблем, доставляет серьезные неприятности и ставит иногда родителей в крайне неловкое положение.

Ирина, мама восьмилетней Кати, встретила как-то учительницу дочери. Та сочувственно посмотрела на нее и спросила: «Ну, как у вас дела? Катюша рассказала о конфликте в семье. Надеюсь, все разре­шилось». Ирина чуть сквозь землю не провалилась.

Оказалось, что никаких проблем не было, просто дочь постоянно врала. Маме говорила, что им ничего не задают, а учительнице – что не может делать задания из-за семейных проблем. Ирина наказала дочь, но теперь не знает, как построить отношения с ней, чтобы подобная ложь впредь не повторялась.

Что делать?

  • Постараться понять ребенка, в какой бы ситуации он ни ока­зался.
  • Исключить жесткие наказания, в том числе за ложь.
  • Как можно чаще демонстрировать ребенку свою любовь, а не
    воспитательные принципы.

  • Постараться самим, особенно при детях, не ссылаться на мни­мую болезнь, сильную занятость и т. д., чтобы избежать выполнения
    обременительных для вас обязанностей. Если ребенок возьмет с вас
    пример, ему сложно будет объяснить, что врать нехорошо.

Ситуация вторая. Ребенок ябедничает.

В начальной школе у детей складываются первые серьезные дру­жеские отношения со сверстниками, но привычка ябедничать отнюдь не способствует хорошему общению с коллективом.

Причины, по которым дети ябедничают, кроются в отношениях со взрослыми. Возможно, ребенку не хватает внимания и общения. Поэтому он хочет казаться лучше, заслужить похвалу родителей, учи­телей и ребят.

Что делать?

  • Пресекайте подобные поступки или, во всяком случае, никак
    их не поощряйте.
  • Объяснить ребенку, почему людям не нравятся ябеды.
  • Пояснить, что жаловаться и «стучать» – не то же самое, что рас­
    сказывать взрослым о чем-то опасном или угрожающем.

Ситуация третья. Ребенок берет чужие вещи.

Воровство – это не всегда просто привычка. Маленькие дети могут просто не знать о том, что вещи бывают чужие. А в воровстве школь­ников часто кроется желание обратить на себя внимание взрослых. Однако если человек крадет чужие вещи, не обращая внимания на свое окружение и обстоятельства, и если ситуация не меняется с воз­растом, значит, это уже не поступок, а болезнь. Все же чаще дети во­руют по другим причинам. Обычно мелкие кражи совершают ребята тринадцати неблагополучных в психологическом смысле семей, где они не чувствуют заботы и любви. Внимание к ним проявляется, только когда происходит что-то неординарное. А обделенный вниманием ребенок рад даже наказанию или скандалу.

Что делать?

Ни в коем случае не наказывайте детей физически. Ограничить­ся рассказом о своей и чужой собственности. Постараться объяснить
ребенку, что, даже если он в чем-то очень нуждается, воровство – не
способ решения проблемы.

Не осуждать его публично. Если кража совершена в классе,
не стоит посвящать в это всех учителей, родителей, одноклассни­ков – с плохой репутацией справиться сложнее, чем просто исправить
некрасивый поступок.

Не делайте негативных прогнозов относительно будущего свое­
го чада и не озвучивайте их ему.

Не напоминать все время о проступке и не уделять ему слиш­ком большого внимания.

Лучше подумайте о том, как вы можете проводить с ребенком больше времени.

Ситуация четвертая. Ребенок курит.

Привычка появляется, как правило, в подростковом возрасте под влиянием дурного примера. Школьники начинают курить, чтобы про­демонстрировать всем свою взрослость и независимость. Наказания здесь не помогут, наоборот, ребенок будет курить еще больше.

Что делать?

  • Информация о вреде курения должна быть понятной. Слишком
    частые разговоры на эту тему перестают восприниматься.

  • Устрашающие рассказы о будущих болезнях на подростков дей­ствуют мало – юному возрасту свойственна уверенность: «Со мной
    такое не случится».

  • Положительные примеры оказывают лучшее действие. Мож­но ненавязчиво предложить ребенку статьи о молодежных кумирах,
    которые относятся к курению резко отрицательно.

Ситуация пятая. Ребенок грызет карандаш.

Многие дети, когда волнуются или раздумывают над сложной за­дачкой, любят крутить в руках или грызть карандаши, линейки, ручки. Родители часто видят в этом вредную привычку, в то время как психологи считают такое поведение первым признаком хронической усталости и стресса.

Что делать?

  • Постараться не давить на ребенка: «Ты должен это сделать во
    что бы то ни стало».

  • Быть гибче во всем, что касается школьных обязанностей. Вы мо­
    жете помочь ребенку сделать уроки и даже выполнить трудное задание
    за него, если знаете, что так ему спокойнее будет идти завтра в школу.

Даже если успехи ребенка кажутся вам недостаточными, не
делайте из этого проблему и не требуйте от него слишком многого.

Ситуация шестая. Ребенок говорит плохие слова.

Несправедливо списывать эту привычку на влияние школы: руга­тельства ребенок узнает задолго до того, как идет в первый класс. И, конечно, сам их произносит до тех пор, пока наконец не поймет, что это неприлично. В подростковом возрасте ребенок часто ругается опять же, чтобы почувствовать себя взрослым и независимым.

Что делать?

  • Не использовать в своей речи ненормативную лексику.

  • При каждом новом «словечке» вашего чада спокойно объяс­нить ему, что так говорить не стоит.

Ситуация седьмая. Ребенок постоянно опаздывает.

В младшей школе дети еще не могут следить за временем и часто опаздывают. Подростки делают это, чтобы привлечь внимание окру­жающих и показать свою независимость.

Что делать?

  • Школьникам первых-вторых классов нужно помогать ориен­тироваться во времени, напоминать им о важных делах.

  • В отношении подростков действовать надо жестче. Любите­
    ли опаздывать перестают так делать, если их не пускают в класс, а
    после уроков дают дополнительные задания, но это может сделать
    учитель, а родителям остается просто поддержать такое отношение
    преподавателя к своему чаду. Эта и другие привычки могут появиться
    в школе, что естественно, ведь новые условия заставляют ребенка
    искать новые пути взаимодействия с окружающим миром.

  • Однако не стоит обвинять во всем школьную обстановку, учи­телей и сверстников. Семья имеет основное влияние на становление
    личности ребенка. Родителям вполне по силам уберечь подростка от
    негативного влияния школы и компании, если они сами будут смот­реть на жизнь с оптимизмом и поддерживать дома теплую дружест­венную атмосферу. Самое главное – ребенок должен знать, что дома
    он всегда может найти поддержку, что здесь его любят и ценят таким,
    какой он есть.

III. Выступление школьного психолога Воскобойниковой Олеси Валерьевны

(Использован материал из книги «Попробуй, заставь меня!» Пер. с англ. 2007)

Даже мелочи могут много значить.

Взрослые нередко совершают ошибку, не замечая тех мелочей в поведении детей, которые ведут их в правильном направлении. Вместо этого мы ждем каких-то громадных сдвигов, чтобы только по­том отметить перемены. При таком отношении ждать придется очень долго. На самом деле большие перемены никогда не произойдут, если игнорировать перемены маленькие.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок двигался в нужном направле­нии, внимательно следите за отдельными конкретными признаками того, что его поведение улучшается, каким бы незначительным это улучшение ни казалось. Так вы поможете ему измениться и установить хорошие отношения с другими людьми.

Привычка отдавать должное улучшению в поведении детей – это метод, который мы называем поощрением небольших перемен. Он поразительно эффективен, но обычно мало используется.

Приведем пример. Один девятиклассник, которого консульти­ровал Рэй, будучи смышленым парнишкой, в то же время был очень зол на своего отца, критиковавшего его при каждом удобном случае, и нарочно проваливал школьные контрольные, чтобы досадить ему. Когда Рэй спросил отца, что, по его мнению, послужило бы первым признаком улучшения в поведении сына, тот сказал: «Когда мой сын будет заниматься на все пятерки».

«Минуточку, – ответил Рэй. – Может, это лучше считать последним признаком?»

«Нет, – отрезал отец. – Он очень умный парень. Он может получать только пятерки и четверки, если хотя бы чуть-чуть позанимается».

Рэй попытался разъяснить отцу, что, не замечая продвижения сына в правильном направлении, он отнимает у мальчика стремление к успеху. К сожалению, отец не захотел прислушаться. В итоге его сын провалил экзамены в девятом классе.

Детям нужно давать возможность порадоваться их маленьким победам. Если они ликуют по поводу небольших достижений, то потом будут проявлять настойчивость и от малых подвигов смогут перейти к большим свершениям.

Как можно вознаграждать перемены в поведении ребенка? Пос­ледуйте приведенной ниже программе из семи пунктов.

(Далее следует программа.)

  1. Нацельтесь на то, чтобы изменить всего один стереотип в пове­дении ребенка. Например, чтобы он вовремя одевался по утрам или
    перестал драться с младшим братом.

  2. Сформулируйте, чего конкретно вы хотите добиться, и опишите
    ход событий на манер сценария. Ваши пожелания должны быть про­иллюстрированы настолько конкретно, чтобы и ребенок мог понять
    их. Не говорите: «Веди себя хорошо!» или «Возьмись за ум». Этого
    недостаточно, чтобы объяснить, чего именно вы добиваетесь. Ваш
    образцовый сценарий должен давать описание активного положи­
    тельного шага, которого вы ждете от ребенка. Не говорите что-то
    вроде: «Больше не драться». Не драться он не будет!

Подумайте о том, как, по вашему мнению, должен был бы пос­тупить ребенок в той ситуации, когда он плохо себя ведет: напри­мер, когда он начинает злиться на брата или сестренку, может, ему лучше выйти в другую комнату или вовремя одеться, чтобы идти в школу.

  1. Запишите ответ на такой вопрос: «Что именно может стать пер­вым признаком перемен к лучшему в поведении моего ребенка?» Пы­таясь определить первый признак перемен, выберите наименьший из
    возможных заметных вам проступков. Не перехлестывайте, не ждите
    слишком многого. Спокойная игра с братиком в течение двух минут
    или надевание одного предмета одежды утром – уже маленькие при­
    меры улучшения. Таким образом, если ребенок надел один носок, это
    уже признак того, что есть движение в правильном направлении.

  2. Расскажите ребенку, чего вы добиваетесь. Сядьте рядом с ним
    и прямо объясните, в чем состоит проблема, какие поступки вы жде­те от ребенка, в чем вы усмотрите первые признаки перемен. Дайте
    ребенку шанс высказать свое мнение о том, что он считал бы первым
    признаком перемен. Если он предложит нечто другое, отличное оттого, что вы надеялись услышать, проанализируйте его мнение. Если
    его идея не имеет отрицательной направленности, попробуйте с ним
    согласиться.

  3. Понаблюдайте какое-то время и постарайтесь заметить, когда
    ребенок не совершает дурных поступков и когда он делает первый
    шаг к намеченному позитивному типу поведения.

Подтвердите, что заметили первые признаки изменений к лучше­му. Например, если ребенок сам, без напоминания, надевает какой-то из предметов одежды, скажите ему: «Я вижу, ты без напоминания сам надеваешь рубашку!»

  1. Говорите ребенку, что вы обратили внимание на его успехи.
    Пишите небольшие записки с признанием его успехов и кладите их в
    коробочку для школьного завтрака или на его письменный стол. Де­
    лайте это два-три раза в день. Например, если ребенок сделал уроки
    до того, как усесться перед телевизором, на следующий день поло­
    жите в его портфель записку, в которой отметите это. Такие записки
    необходимы, потому что у детей вырабатывается привычка не заме­чать ваших критических реплик, так что они начинают не реагировать
    и на положительные замечания.

  2. Заведите дневник и отмечайте в нем положительные перемены
    в ребенке. Это поможет тщательнее следить за его продвижением к
    цели. В этом методе продвижение к намеченному типу поведения
    важно разбить на такие малые шажки, которые дадут вам множество
    поводов отмечать улучшения в поведении. Не забывайте помечать
    себе каждый раз, когда такая перемена произошла.

Две ошибки, которые могут затруднить путь к успеху.

Мы, взрослые, попадаем в две ловушки при осуществлении этой программы из семи пунктов. И обе ошибки могут остановить пос­тупательное движение. Первая: мы не замечаем малых улучшений, вторая: позволяем себе реплики с подкалыванием.

Иногда бывает трудно заметить хоть какой-то прогресс в пове­дении. Но если вы хотите добиться перемен, нужно находить любое улучшение, как бы мало оно ни было. Приведем пример. Мальчик по имени Деннис начинал драться с мамой каждый раз, когда что-то расстраивало его. Мать Денниса не только получала синяки, но и была до глубины души обижена, а отношения с единственным ребенком оказались испорченными.

Спустя некоторое время Деннис перестал драться, но вместо этого перешел к ругани. Мы, конечно, не одобряем употребления бранных слов, но эта перемена обозначила прекращение физического насилия, и ее нужно было отметить.

В один из спокойных моментов мать заметила сыну, что обрати­ла внимание, что он перестал драться и перешел к словам. В другой спокойный момент она высказала пожелание, чтобы мальчик поль­зовался другими словами, когда он в гневе.

Поначалу этой женщине трудно было понять, как ругань может быть улучшением по сравнению с «кулачными боями» – ей очень хо­телось наказать сына за грубые слова, она едва не упустила возмож­ность отметить перемену в его поведении.

Основы поведения

Семь шагов к хорошему поведению

  1. Поставьте цель изменить один определенный стереотип в по­
    ведении.

  2. Опишите себе поведение, которого вы добиваетесь, на манер
    сценария.

  3. Запишите ответ на такой вопрос: «Что было бы первым призна­ком изменения в поведении ребенка?»

  4. Объясните ребенку, чего вы добиваетесь.

  5. Покажите, что вы заметили, что ребенок начинает идти к пос­тавленной цели.

  6. Оставляйте ребенку записки, где вы признаете, что заметили
    его успехи.

  7. Ведите дневник, в котором делайте записи об изменениях к
    лучшему.

Конечно, мать не одобряла употребления бранных слов. На самом деле мальчика в конце концов пришлось наказать за сквернословие. Однако признание того, что даже грубость – это некоторое продвижение в правильном направлении по сравнению с рукоприкладством, помогло ей укрепить отношения с сыном. Он стал больше прислу­шиваться к матери.

Другая ошибка, которую нужно избегать, – это комплимент с из­девкой: «Надел все-таки носки и штаны! А что же вчера мы с тобой так воевали?!» Как бы ни хотелось сказать что-нибудь подобное, воз­держитесь.

Всем нам необходимо понять, что дети не перескакивают от плохого поведения к хорошему за один день. Это происходит пос­тепенно, шаг за шагом. От полномасштабной истерики с воплями и катанием по полу ребенок может перейти к истерике простой, когда он только орет и топает ногами у себя в комнате. Постепенно он научится следить за своим поведением и будет стараться говорить с вами о том, что его беспокоит. Главное, помните: перемены проис­ходят постепенно.

Что мы хотим этим сказать? Следите за самыми незначительными переменами.

IV. Вопросы родителей по теме собрания

V. Подведение итогов родительского собрания

  1. Знакомство родителей с выставкой психолого-педагогической
    литературы по теме собрания.

  2. Обсуждение рекомендаций для родителей.

Рекомендации для родителей

  1. Определитесь со своими ценностями. Решите для себя, какие
    качества наиболее значимы для вас, и поступайте так, как бы вы хоте­
    ли, чтобы поступали ваши дети. «Если вы ведете какую-то обществен­
    ную работу и вовлекаете в нее детей, они обязательно последуют
    вашему примеру. А если, споткнувшись, вы ругаетесь последними
    словами, что, по-вашему, слетит с уст вашего ребенка, когда он споткнется сам?»

  2. Хвалите за хорошее поведение. «Акцентируйте внимание на
    тех поступках, которые достойны вашего одобрения, – советуют пси­хологи. – Вместо того чтобы ругать ребенка за беспорядок в комнате,
    похвалите его за прибранный уголок».

  3. Не упускайте шанса извлечь урок. Иногда дети находят зна­чительные суммы денег. Поговорите с детьми о ценности, которую
    представляют деньги, и они поспешат отдать их хозяину в том случае,
    если за ними кто-то вернется. Детей лучше убедить, что правило «что
    нашел, то мое» распространяется только на мелкие монеты.

  4. Следите за тем, что смотрит ваш ребенок. «Если дети, бес­контрольно сидя у телевизора, видят на экране насилие или секс, у них скорее, сложится искаженное представление о том, как строить свои отношения с людьми. Дети импульсивны по натуре, хорошие привычки не формируются сами собой».

5. Говорите о последствиях. Родители могут советоваться с детьми при выборе наказания, которое будет справедливым, напри­мер никакого телевизора. К ним приходит осознание того, что их го­лос что-нибудь да значит. Имея возможность выбора (даже в таком простом деле, как обеденное меню), в более старшем возрасте дети будут готовы к ситуациям, которые потребуют от них выбора. Если в младшем возрасте они не научатся делать выбор в каких-то пустяках, как они будут решать, пить им или нет, в четырнадцать лет.

6. Помогите вашему ребенку взглянуть на ситуацию с другой стороны. Если ребенок ударил братика или сестренку, постарайтесь донести до него, что чувствует при этом младший. «Что же ты дела­ешь, это же больно. А если бы тебя так?» Или попробуйте заставить ребенка, нашедшего чужого плюшевого мишку, задуматься о том, как переживал бы он сам, случись ему потерять своего любимца, и как бы он обрадовался, если бы мишку ему вернули. Одно дело – сидеть в воскресной школе и слушать проповеди о том, что «с другими надо поступать так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой». И совсем другое дело – жить по этому правилу.

Чем в итоге безошибочно проверяются нравственные качества ребенка? Тем, как он ведет себя в отсутствие мамы с папой. (Перечисляются закономерности детского воспитания.)

Закономерности детского воспитания

Будьте нужны своему ребенку

1. Позвольте ребенку испытать естественные последствия его поведения. Ваш ребенок не написал контрольную, потому что не под­готовился к ней, или лишился любимого свитера, забыв его в школе, или у него нет денег, потому что ему пришлось уплатить в библиотеке штраф из своих карманных денег. Здесь начинается воспитание чув­ства ответственности. Как бы между прочим предупредите ребенка о возможных последствиях того или иного поступка: «Если Ты оставишь игрушки на дороге, их может переехать машина». А затем позвольте событиям идти своим чередом. Только не сводите урок на нет, покупая вместо поломанных игрушек новые. Если вы постоянно оберегаете ребенка от падения, он никогда не научится сам подниматься.

Когда естественный ход событий слишком опасен (ребенок ко­лотит игрушкой по стеклянной крышке стола) или может дорого вам обойтись (он бросает свой велосипед на улице), предупредите его о наказании. Оно может выражаться в том, что вы отберете игрушку или на неделю запретите ему кататься на велосипеде.

Распространенная ошибка – наказание, не связанное логически с самим нарушением. Если ваш ребенок прыгает по дивану, когда смот­рит телевизор, бессмысленно лишать его какой-нибудь игры. Вы ведь хотите, чтобы он увидел связь между своим поведением и наказанием, тогда выключите телевизор.

2. Подчеркивайте хорошее. «Увидев, что ребенок хорошо себя
ведет – вежлив, делится игрушками, помогает по дому, – похвалите
его, улыбнитесь ему или обнимите его. Ежедневной критики должно быть по крайней мере в три раза меньше, чем позитивных действий,
особенно физических проявлений ласки и любви».

Будьте конкретны и ставьте во главу угла поведение ребенка: «Спасибо, что вел себя тихо, когда я разговаривала по телефону» или «Я горжусь тобой, ты так справедливо разрешила свой спор с братом».

Распространенная ошибка – использование похвалы в качестве взятки, чтобы предотвратить плохое поведение в будущем. Ребенок, который не слушается, не заслуживает поощрений. С непослушанием лучше всего справиться, ограничив общение с ребенком деловой сферой или лишив его какой-нибудь привилегии.

3. Учитывайте характер вашего ребенка. Ваш первенец заме­чательно ко всему приспосабливается, а младший – упрям. Разница
характеров – главная причина, по которой воспитание никогда не
будет усредненным, безразмерным. Доказано, что индивидуальные
черты тесно связаны с генами. От характера ребенка зависит степень
его активности, умение сосредоточиться, реакция на новое и экс­прессивность. И, как теперь стало известно исследователям, попытки
изменить вышеперечисленное бесполезны.

Решение собрания

1. Оказывать детям помощь и поддержку в преодолении вредных привычек.

Председатель родительского комитета О.Н. Рышкова

Секретарь родительского комитета Е.Е. Рышкова




Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.

Календарь

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
^