"Нельзя вырастить розу, если тянуть ее за бутон!"

Инклюзивное образование

4th, Июнь, 2016

Егорова Марина Алексеевна,

заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №33» г. Курска

Жиляева Марина Леонидовна,

учитель начальных классов МБОУ «СОШ №33» г. Курска

Инклюзивное обучение как средство обеспечения

доступности математического образования

в свете реализации новых образовательных стандартов

  1. Концепция математического образования в начальной школе

Когда мы говорим о развитии математического образования в современной школе в свете реализации новых образовательных стандартов, то подразумеваем не только уровень сформированности специально–научных знаний, но и, в первую очередь, влияние «царицы наук» на развитие личности ребёнка, включая овладение базовыми компетенциями в процессе изучения математики, необходимыми для повседневной жизни и продолжения образования.

Сущность развития личности ученика с помощью математики состоит в целенаправленном формировании у учащихся единства разных видов интеллектуальных умений – специфико-математических и общеинтеллектуальных, реализуемых на математическом материале.

«Концепция развития математического образования в Российской Федерации» (утв. распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N 2506-р) относительного начального общего образования намечает следующие направления деятельности школы:

  • широкий спектр математической активности (занятий) учащихся как на уроках, так и во внеурочной деятельности (прежде всего решение логических и арифметических задач, построение алгоритмов в визуальной и игровой среде),

  • материальные, информационные и кадровые условия для развития учащихся средствами математики.

Кроме этого Концепция нацеливает на формирование у участников образовательных отношений установки «нет неспособных к математике детей» и чётко оговаривает условие доступности математического образования для всех групп учащихся.

  1. Инклюзивное образование

Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть учащихся, имеющих особые образовательные потребности, выбывает, потому что система не готова к удовлетворению потребностей таких детей в обучении. Это соотношение составляет 15 % от общего числа детей в школах и, таким образом, выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы. Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни.

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В его основу положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей и обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Инклюзивное образование – это, безусловно, один из этапов в процессе развития общего образования. Он подразумевает доступность образования для всех и делает акцент на том, что образовательная среда должна приспособиться к различным нуждам всех детей. Это и обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями.

  1. Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования.

Инклюзивное образование на территории РФ регулируется рядом нормативно-правовых документов:

-Конституцией РФ,

-Федеральным законом №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»,

(Пункт 27 статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» звучит так: «Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».)

-федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ»,

-Конвенцией о правах ребенка ,

-Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

В настоящее  время Министерством образования и науки Российской Федерации принят ряд нормативных документов по вопросам инклюзивного образования, ряд документов находится пока в формате проектов. Это:

1.Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

4.Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (проекты РПГУ им. А.И. Герцена):

— для глухих детей

— для слабослышащих и позднооглохших детей

— для слепых детей

— для слабовидящих детей

— для детей с тяжелыми нарушениями речи

— для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

— для детей с задержкой психического развития

— для умственно отсталых детей

— для детей с расстройствами аутистического спектра

5.Рекомендации по осуществлению государственного контроля качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья(проект, разработанный в рамках государственного контракта от 07.08.2013 № 07.027.11.0015)

6.Проекты адаптированных основных общеобразовательных программ в редакции от 30.03.2015

7.Письмо Минобрнауки России от 28.10.2014 г. №. № ВК-2270/07 «О сохранении системы специализированного коррекционного образования»
8.Письмо Минобрнауки России от 10.02.2015 N ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (вместе с «Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»)

  1. Варианты инклюзивного образования детей

В современной России существуют следующие варианты инклюзивного образования.

Спецшколы и интернаты – образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей.

Специальные коррекционные классы общеобразовательных школ (или в современной формулировке – классы для детей с ОВЗ, имеющих ЗПР) – форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.

Наша школа имеет богатую историю в области организации такого варианта инклюзивного образования. Она насчитывает более 20 лет: именно тогда в школе были открыты данные классы. Опыт работы показывает, что организация таких классов успешно решает следующие проблемы: сохранения контингента учащихся, уровень обученности в таких классах при грамотной организации учебного процесса обычно составляет 100%, уровень качества знаний, по результатам многолетних мониторингов, колеблется от 9% до 16%, по некоторым предметам достигает и 45%. За это время из стен школы вышло более 250 выпускников 9-х классов. Все они успешно продолжили обучение в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования, а некоторые затем получили высшее образование (приблизительно около 10%, включая детей-инвалидов). Сейчас они ведут профессиональную деятельность в различных организациях города Курска и Курской области. Среди них – инженеры, юристы, спасатели, водители, кондитеры, парикмахеры… Каждого из них мы вспоминаем с теплотой и любовью…

Домашнее обучение – вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания.

Уровень качества знаний детей, находящихся на домашнем обучении, достаточно высокий.

С особой гордостью хочется отметить, что в нашей школе среди детей-инвалидов есть победители и призеры школьного и муниципального этапов олимпиад по истории и географии.

Дистанционное обучениекомплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.)

При этом необходимо создавать по возможности условия посещения образовательного учреждения, массовых мероприятий, реального общения со сверстниками для всех групп детей с индивидуальными образовательными потребностями.

МБОУ «СОШ №33» г. Курска является участницей федеральной программы «Доступная среда». Программа «Доступная среда» предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

В данное время в школе проводится комплексная адаптация здания к участию в образовательном процессе детей-инвалидов. Прежде всего, это комплекс технических решений, устраняющий препятствия, которые мешают свободному передвижению людей с ограниченными возможностями: пандусы, перила, подъемники и другие средства, позволяющие преодолевать трудные участки уличных территорий, зданий и общественных мест.

Существует ещё один вариант условно инклюзивного образования, который имеется в нашей школе и введение которого в общеобразовательных учреждениях сейчас начинает активно обсуждаться в специальной прессе, СМИ, на форумах педагогических сайтов. Это интеграция инофонов или иноэтнических детей (говоря упрощенно, детей-мигрантов). В нашей школе они тоже есть. Следует отметить, что все дети имеют высокий уровень мотивации, и как следствие этого, высокий уровень обученности и высокий уровень качества знаний. Они – активные участники многих общешкольных мероприятий.

  1. Участники инклюзивного образования

По существующей в науке классификации участниками инклюзивного образования считаются:

  • дети – инвалиды;

(В России 548 тысяч детей-инвалидов, что составляет 0, 38% от населения России – 143 347 059.)

  • дети с ограниченными возможностями здоровья;

(В настоящее время дети с ограниченными возможностями здоровья по самым сдержанным оценкам Минобрнауки России составляют свыше 4,5% от общего числа обучающихся в образовательных учреждениях, при этом специальные условия для получения образования предоставляются только 1/3 этих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (классах, группах).

  • дети – инофоны.

  1. Принципы инклюзивного образования.

В современной педагогической науке сегодня рассматривается восемь принципов инклюзивного образования:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

  2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

  4. Все люди нуждаются друг в друге;

  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

  1. Модель инклюзивного образования. («Цветик-восьмицветик»)

Центр модели «Цветика-восьмицветика (цветка, исполняющего желания) – ребенок с особыми образовательными потребностями

«Лепестки, исполняющие желания»:

    • нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования;

    • семья с её статусом, этнической принадлежностью, традициями воспитания;

    • научно-методическое обеспечение инклюзивного образования;

    • оптимальные условия для социальной адаптации;

    • кадровые ресурсы педагогического коллектива;

    • логопедическое обеспечение;

    • психологическое обеспечение;

    • школьный детский коллектив

Этот цветок растет на цветущем лугу – это и есть инклюзивная образовательная среда общеобразовательного учреждения.

  1. Ресурсы предмета «Математика», обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов детьми, имеющими особые образовательные потребности

Роль учебного предмета «Математика» в процессе формирования личности уникальна, его образовательный и развивающий потенциал огромен. Не случайно ведущей целью математического образования является интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, необходимых человеку для полноценной жизни в обществе. Математика является предметом общего образования, наделяющим подрастающего человека способностями, необходимыми для адаптации его к условиям жизни в современной обществе.

В связи с введением «Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» и «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» требуется значительная модернизация институтов системы образования.

Данные стандарты устанавливают следующие требования:

  • требования к структуре и объёму адаптированных образовательных программ для соответствующих групп учащихся;

  • требования к условиям реализации программ;

  • требования к результатам освоения программ, в том числе и в образовательной области «Математика».

В настоящее время складывается ситуация, когда дети с ограниченными возможностями здоровья будут обучаться не только по варианту В (в специальных коррекционных школах или классах общеобразовательных школ), но и по варианту А, который предполагает инклюзивное образование в чистом его виде, когда в одном общеобразовательном классе будут получать образование дети с различными образовательными потребностями.

Говоря о детях с особыми образовательными потребностями, следует отметить, что это могут быть дети, с ОВЗ, имеющие ЗПР, и дети, с одарённостью в любой области науки, искусства, в том числе и общей интеллектуальной одарённостью. То есть особые образовательные потребности – это двойственное понятие, поскольку оно может указывать как на заметное превосходство, так и на значимые недостатки. Понятно, что дети с исключительностью выше или ниже среднего нуждаются в специальном обучении, а педагоги, осуществляющие это обучение, – в соответствующей подготовке.  Новые образовательные стандарты обязательным требованием выдвигают прохождение профессиональной переподготовки или курсов повышения квалификации в области инклюзивного образования и специфики коррекционной работы.

Учитель на практике должен учитывать неоднородность состава класса и создавать для всех групп учащихся специальные условия получения образования, а для детей с особыми образовательными потребностями создавать индивидуальные образовательные маршруты.

Для детей с ОВЗ, имеющих ЗПР можно определить следующие задачи математического образования:

  • дать детям доступные знания, умения и навыки, применяемые в жизненных ситуациях, при решении практических задач;

  • учить детей распознавать в реальной окружающей жизни математические понятия и оперировать ими;

  • использовать процесс обучения математике для компенсации и коррекции недостатков познавательной деятельности учащихся.

Самая сложная задача учителя создать условия усвоения программного материала для каждого такого ребёнка без ущерба для развития остальных детей, то есть включить его в общую деятельность класса на уроке математики ненавязчиво, не заостряя внимания на особых образовательных потребностях.

Для этого на любом этапе урока должны присутствовать задания, посильные для любого ребёнка. При этом нельзя увлекаться индивидуальными заданиями и карточками, которые исключают ребёнка из общей работы.

Например, на этапе устных вычислений нужно показать детям красоту и изящество работы с цифрами и числами, использовать задания требующие внимания и быстроты реакции.

Пи изучении темы «Нумерация многозначных чисел», можно использовать следующие задания:

  • Увеличьте наименьшее двузначное число на 5.

  • Назовите наименьшее и наибольшее трёхзначные числа.

Чему равна их сумма?

  • Сколько получится. Если сложить числа: наименьшее двузначное, наименьшее трехзначное, наименьшее четырехзначное?

  • В числе 62 317 зачеркните одну цифру так, чтобы оставшееся число было: а) наименьшим из возможных; б) наибольшим из возможных. Переставлять цифры нельзя.

  • Напишите наибольшее девятизначное число, у которого все цифры различны.

  • Во сколько раз число, содержащее 7 ед. пятого разряда, больше числа, содержащего 7 единиц второго разряда?

  • Сложите 111 тыс. 111сот. и 111ед. Какое число получилось?

Все данные задания преследуют цель активизации познавательной деятельности детей. Часть из них нацелена на развитие мыслительных процессов у общей части класса. Но первые вопросы должны быть обязательно посильны любому ребёнку для создания «ситуации успеха» на уроке.

Введение нового знания на современном уроке часто осуществляется методом проблемного изложения материала. Здесь важно включить ребёнка с особыми образовательными потребностями в общее обсуждение проблемы.

На уроке математики в 1 классе может быть поставлена следующая проблемная задача, целью которой является различение фигур по их признакам (цвет, форма, размер).

Предлагаются задания разного уровня сложности и наборы геометрических фигур.

Задание 1

Задание 2

Задание 3

У одного счетовода набралось много разных фигур. Для будущей коллекции счетовод уже разложил часть фигур в две кучки и оставил на всякий случай место для третьей кучки. В третью кучку он решил складывать фигуры, которые не подходят ни к первой ни ко второй. Помогите разложить счетоводу остальные фигуры. Приклейте их на лист по группам.

Два счетовода Бим и Бом собирают фигуры только определённого вида и составляют из них коллекции. Бим собирает только жёлтые фигуры, Бом – только квадраты. Чтобы не ссориться, фигуры, подходящие и тому и другому, они складывают в общую коллекцию. Помогите Биму и Бому собрать коллекции.

Счетоводы Тип и Топ тоже собирают коллекции фигур. Тип собирает все фигуры не зелёного цвета, а Топ – все фигуры, кроме квадратов. Помогите Типу и Топу отобрать фигуры для коллекции.

Данное задание может быть проведено как во фронтальной, так и в групповой форме, если распределить задания по группам учащихся. Тогда ребёнок с особыми образовательными потребностями будет работать в первой группе.

Таким образом, чтобы ребёнок с особыми образовательными потребностями не чувствовал себя ущербным нужно вовлекать его в групповую и парную работу на уроке. Рядом всегда должен быть чуткий товарищ, который без ущерба для собственного усвоения материала поможет и направит действия ребёнка в нужном направлении, но речь не идёт об откровенных подсказках или списывании. Вовлечение в групповую работу позволит каждому ребёнку попробовать свои силы в ситуации, где нет непосредственного внимания учителя и всего класса.

Примером такой работы может служить игра «Расшифруй и зашифруй», целью которой в предметном плане является повторение понятия «разрядные слагаемые».

Ключ к шифру

+

1

3

5

7

9

20

С

П

Л

В

Т

50

О

А

К

Ю

Е

Задание:

Чтобы прочитать слово, которое зашифровано числами, замени каждое число суммой разрядных слагаемых, на пересечении строки и столбца найди букву.

Например: 25, 59, 27. Зашифровано слово «ЛЕВ».

Расшифруй:

55, 51, 29

21, 51, 27, 53

27, 51, 25

Зашифруй слова: САЛЮТ, ПАКЕТ, ПОЛК.

Включая ребёнка в групповую работу, нужно продумать его роль в группе, предложить расшифровать или зашифровать более простое слово, а другие участники игры лучше объяснят ему и наглядно продемонстрируют правила деятельности.

Следует обратить внимание на то, что текущий, итоговый контроль знаний и оценка достижения планируемых результатов освоения адаптированной программы для такого ребёнка должны осуществляться на другом содержательном материале или иметь другие формы. Достижения ученика должны быть представлены в «портфолио».

Но нельзя полагаться на то, что только лишь меры, принятые в течение урока, решат проблему коррекционной работы с ребёнком, имеющим особые образовательные потребности. Обязательно в учебном плане должны быть выделены часы для специальной коррекционной работы, которую будут осуществлять как педагог класса, так и узкие специалисты: дефектолог, психолог, логопед.

Кроме этого в классе может быть и ребёнок-инвалид, обучающийся на дому. Здесь следует отметить, что часто у детей-инвалидов, вопреки всем возникающим трудностям, очень высокий уровень мотивации, что способствует наиболее полному развитию их потенциала. Поэтому в данной ситуации важнее дать ребёнку тепло и уверенность в будущем.

Следует учесть и тот факт, что родители детей-инвалидов являются подвижниками, которые свято верят в счастье своего ребёнка и самоотверженно ведут его по этому пути. Они являются главными помощниками учителя в создании «ситуации успеха», потому что высокая мотивация к обучению в данном случае часто равняется высокой мотивации к жизни.

Урок с ребёнком в ситуации личного контакта без присутствия других участников образовательного процесса должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала и технологии его подачи.

Время «готовых» уроков постепенно отходит. Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо «урочить», наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо творить урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для личностного роста ребёнка.

Готовиться к уроку при домашнем обучении не легче, чем к уроку в образовательном учреждении, потому что важнее придумать «изюминку урока», вызвать удивление, изумление, восторг у ребёнка – одним словом, то, что он будет помнить, что согреет его душу. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

«Царица наук» в данном случае приходит на выручку учителю. Если в среднем и старшем звене школы изучение математических понятий зачастую вызывает трудности у учащихся, то в начальной школе предмет «Математика» является наилюбимейшим, так как приносит радость ребёнку, за счёт лёгкости усвоения первоначальных математических представлений, удовольствия от интеллектуального труда, разнообразия форм и приёмов обучения.

Вот некоторые примеры учебной деятельности на уроке математики:

  • Игры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с телами и формами, с величинами, с возможностями различных исходов событий и др.);

  • Работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения, операции и др.);

  • Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение (чисел, тел, форм, объектов, закономерностей и т.д.);

  • Конструирование и создание (моделей, математических выражений, схем, несложных таблиц и диаграмм и т.д.)

  • Ежедневный счет, вычисления, решение логических задач.

Например, при изучении геометрического материала, можно заинтересовать ребёнка вопросом, может ли человек пролезть через тетрадный листок или поздравительную открытку. А потом объяснить, что это не фокус, а всего лишь способ разрезать лист так, чтобы из него получились кольцо, в котором действительно может поместиться даже взрослый человек.

Так же следует отметить, что при инклюзивном обучении в отношении всех групп учащихся следует идти по пути расширения и углубления математических представлений за счёт использования ресурсов кружковой работы, внеурочной деятельности, проектной деятельности, которые должны способствовать развитию теоретического мышления младших школьников, развивать у них интуицию, учить выдвигать и обосновывать свои гипотезы.

Тематика курсов внеурочной деятельности:

  1. «Математическая мозаика»;

  2. «Юным умникам и умницам»;

  3. «Занимательная математика»;

  4. «Математика вокруг нас»;

  5. «Математическая шкатулка»;

  6. «Математика и конструирование»;

  7. «Занимательная информатика»;

  8. «Математика для любознательных»;

  9. «Дружим с математикой»;

  10. «Логика в математике» и т.д.

Темы проектов в рамках курса «Математика»: «Конкурс математических развлечений», «Математический праздник», «Чемпионат класса по шашкам», «Оригинальный стилизованный комплект математических фигур», «Книга о логических играх», «Числа в пословицах и поговорках», «Нумерация вокруг нас», «Единицы измерения в Древней Руси», «Профессии, требующие хорошей математической подготовки», «Украшение класса узорами», «Узоры в истории нашего края», «Коллекция самодельных измерительных приборов» и т.д.

Одарённых детей-инвалидов следует привлекать так же к участию в дистанционных предметных олимпиадах, творческих конкурсах.

  1. Результативность инклюзивного образования.

Таким образом, мы осветили некоторые аспекты организации инклюзивного обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Теперь логично задать вопрос «Что является результатом инклюзии? Какой результат вообще можно предположить?»

Результаты инклюзии

  • У учеников с разными образовательными потребностями есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса.

  • Результативность их учебных и личностных достижений достаточно высока, причем педагогами школы создаются условия для их дальнейшего роста.

  • Адаптация как можно менее навязчива, оптимальна и не содействует выработке отрицательных стереотипов ни у кого из участников образовательного процесса (ни у детей, ни у родителей, ни у педагогов).

  • Родители спокойны за своих детей; они уверены, что их дети обучаются и воспитываются в атмосфере психологического комфорта.

  • Учителя становятся координаторами процесса формирования единого образовательного пространства в школе.

Все это служит воплощением одного из принципов инклюзивного образования «Дети должны учиться вместе!»




Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

*

Календарь

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
^