"Нельзя вырастить розу, если тянуть ее за бутон!"

Проблемно-ценностное общение

4th, Июнь, 2016

Жиляева Марина Леонидовна,

учитель высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ №33» г. Курска,

руководитель ШМО учителей начальных классов,

почётный работник общего образования Российской Федерации

Проблемно-ценностное общение как составная часть патриотического воспитания младших школьников в свете реализации ФГОС НОО

кто не принадлежит своему отечеству,

тот не принадлежит и человечеству.

В.Г. Белинский

Видеофрагмент (обучающийся читает стихотворение К. Симонова «Родина»).

Касаясь трёх великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке

И в краткий миг припомнить разом надо

Всё, что у нас осталось вдалеке.

Ты вспомнишь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспомнишь родину – такую,

Какой её ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавшей к трём берёзам,

Далёкую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть… Но эти три берёзы

При жизни никому нельзя отдать.

Мы живём в сложное и противоречивое время. Немало уже сказано и написано о духовной нищете современного человека, упадке нравственности в обществе. Действительно в постсоветский переходный период резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, образования, искусства, стало утрачиваться традиционное российское патриотическое сознание.

Стало ясно, что задачи просвещения и духовно-нравственного воспитания должны пронизывать и подчинять всю образовательную систему, потому что без духовно-нравственной составляющей образования и всей общественной жизни разрушается государство, останавливается экономика, вырождается наука. Как оказалось, без духовности прекращается прогресс, становятся бесполезными самые глубокие научные знания, самые новейшие технологии.

В настоящее время государственная политика в области образования и воспитания подрастающего поколения определяет ведущие направления развития системы образования. Среди них – формирование гражданской идентичности личности, осознание человеком себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за её судьбу в современном мире.

Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для воспитания положительных качеств личности, в том числе формирования чувства патриотизма. В этот период развиваются те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребёнка со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Направленность развития личности в большой степени зависит от исходной установки. С чего начинается Родина для первоклассника? С места, где он родился и живёт, со школы и её традиций, имени первой учительницы, красоты окружающей природы, родословной его семьи, любви к матери и т.д. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны. Великий русский критик В.Г. Белинский писал: «Давайте детям больше и больше созерцания общего, человеческого, мирового; но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».

Кроме этого, детей надо ставить в такие условия, чтобы они могли постигать жизнь в самом широком смысле этого слова, обретая свою человеческую сущность. Всем известны слова С.Я. Маршака:

«Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся,

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто, жить готовясь, в детстве не живёт».

Этому способствует правильно организованное «проблемно-ценностное общение» младших школьников в урочной и внеурочной деятельности и внеклассной работе, которое позволяет превратить в их ценность идеи гражданственности и патриотизма через общение.

Формами организации проблемно-ценностного общения являются: этические беседы, дебаты, ролевые диалоги, тематические диспуты, проблемно-ценностные дискуссии, проблемно-ценностные дискуссии с привлечением внешних экспертов, представителей общества, с выходом за пределы образовательного учреждения.

Первая форма организации проблемно-ценностного общения этическая беседа позволяет обучающимся начальной школы выйти на первый уровень результатов внеурочной деятельности – уровень знания и понимания школьниками обсуждаемого жизненного сюжета (проблемы). Этические беседы часто строятся на материале реальных жизненных ситуаций, художественных произведений, просмотренных сюжетов в средствах массовой информации, документальных и художественных фильмов, периодической печати, фоторепортажей и др. Здесь вспоминаются слова Уолта Уитмена:

«Был ребёнок, и он рос с каждым днём

и каждый день видел новое,

И на что бы он ни взглянул –

он всем становился,

И всё становилось частью его

на этот день, на этот час

Или на многие, многие годы».

Педагог должен в совершенстве овладеть данной формой организации проблемно-ценностного общения, так как без этого он не сможет вывести детей на другой уровень. Примеры бесед на нравственные темы в рамках патриотического воспитания: «Легко ли быть внимательным к пожилым людям?», «Что мы знаем о ветеранах войны?», «Я – патриот!», «Пусть всегда будет завтра!», «Доброта спасёт мир!», «Я – надежда семьи и страны!». Но поскольку в этической беседе основной канал общения «педагог – дети», а непосредственное общение детей друг с другом ограничено, то в этой форме довольно трудно выйти на ценностное отношение школьников к рассматриваемой проблеме (именно в общении со сверстником, «таким же, как он сам» ребенок устанавливает и проверяет свои ценности).

Для запуска ценностного самоопределения нужны уже другие формы – дебаты, тематические диспуты, ролевые диалоги. Собрание-диспут в методике КТД И.П. Иванова – это познавательное творческое дело, цель которого – поставить перед участниками жизненно-важный, сложный, действительно спорный вопрос (или несколько таких вопросов, объединённых одной темой), выявить и сопоставить разные мнения, увлечь всех коллективным поиском правильного решения. Собрание-диспут – важное средство гражданско-патриотического, героико-патриотического и нравственного воспитания, укрепления содружества младших и старших поколений. В рамках патриотического и нравственного воспитания могут проводиться следующие диспуты: «Мы вас заменим в строю!», «Равнодушию – бой!», «Традиции и творчество в жизни коллектива», «О хорошем тоне», «Почему мы называем Родину «матерью»?» Участвуя в дебатах, младшие школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на проблему, обсудить положительные и отрицательные моменты, сравнить свое отношение к проблеме с отношением других участников. Однако дебаты, будучи во многом игровой формой коммуникации, не ставят ребенка перед необходимостью лично отвечать за свои слова, перейти от слов к делу (то есть эта форма не нацелена на выход школьника в самостоятельное общественное действие, хотя это и может случиться с конкретным школьником в силу его личных особенностей).

Такая необходимость диктуется другой формой – проблемно-ценностной дискуссией с участием внешних экспертов, представителей общества, где участники высказываются только от себя лично, а любое наигрывание с их стороны чревато разоблачением и критикой со стороны внешних экспертов, незаинтересованных в искусственной поддержке детских мнений. Проблемно-ценностная дискуссия выводит участников на ту грань, когда за словами «Я считаю…» следует «и я готов это сделать». Примерами проблемно-ценностных дискуссий могут быть такие, как: «Нам ни помнить об этом нельзя!», «Подвигу народа жить в веках!», «Что ты сделал для своей семьи (школы, коллектива, города, страны?», «Для чего нужно изучать историю родного края (историю родной страны, историю Великой Отечественной войны, историю и традиции школы, семьи)?», «Что ты сделал для людей старшего поколения?», «Чем я могу помочь людям?» Перед проведением дискуссий проводятся операции: «Коллективный подарок ветерану», «Коллективно написанные письма солдатам войны», «Праздничный сюрприз ветерану», конкурс на лучшую открытку ветерану «Я помню! Я горжусь!» и т.д.

В нашей школе, №33 города Курска, реализуется комплексная программа гражданско-патриотического и героико-патриотического воспитания. Она позволяет объединить материал учебных предметов, возможности внеклассной работы по предметам, воспитательной работы и внеурочной деятельности вокруг цели формирования основ патриотического самосознания школьников, воспитания патриота своей Родины, знающего и любящего своё Отечество, свой край, связывающего историю своей семьи и свою собственную судьбу с историей своей страны и желающего принять активное участие в развитии своей Родины. Наша школа известна своими социально-значимыми проектами: «Чистота спасёт мир!», «Больше кислорода!», «Зелёный город!», «Пусть всегда будет завтра!». Многолетней традицией школы является благотворительная ярмарка, которая проводится в конце сентября в День города. Средства, собранные от продажи творческих работ обучающихся и их родителей идут на поддержку детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Видеофрагмент из презентации школы, посвящённый организации патриотического воспитания.

В начальной школе данная программа звучит как «Ступеньки к патриотизму». Она разработана с целью социально-педагогической поддержки становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества, как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Курс построен на концентрической основе с постепенным расширением понятий и углублением их содержательного осмысления. Организация патриотического воспитания обучающихся начальной школы в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по различным направлениям.

      1. Наша страна – Россия.

Задачи:

  • формировать элементарные представления о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о важнейших законах государства;

  • формировать первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

  • формировать представления о символах государства – флаге, гербе и гимне России;

  • формировать элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

  • пробуждать интерес к общественным явлениям, закреплять понимание активной роли человека в обществе;

  • воспитывать уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

  • формировать начальные представления о народах России, их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

      1. Край мой соловьиный.

Задачи:

  • формировать представления о различных сторонах жизни родного края,

  • знакомить с историей и современной жизнью Курского края;

  • формировать представления о флаге, гербе и гимне Курской области,

  • формировать личностно-ценностное отношение к своему краю;

  • пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

  • формировать уважительное отношение к традиционным религиям Курского края.

      1. История моей семьи в истории большой страны.

Задачи:

  • изучать историю родного края через семейные архивы, рассказы близких родственников;

  • изучать жизнь края через беседы в семье, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии;

  • формировать толерантность и толерантное поведение в условия полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;

  • изучать историю и традиции своей семьи в контексте истории родной страны;

  • формировать начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, воспитывать уважительное отношение к старшим членам семьи;

  • организовать общую работу семей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры, совместное решение задач, стоящих перед местными жителями

      1. Школа, которой я горжусь.

Задачи:

  • воспитывать любовь к школе, интерес к её истории, судьбе педагогов, выпускников;

  • закреплять знание традиций школы, бережное отношение к ним.

      1. «Бессмертный полк» («Они сражались за Родину»).

Задачи:

  • воспитывать уважительное отношение к национальным героям, защитникам Родины;

  • изучать ратную историю России, историю вооруженных сил, видов и родов войск, боевых традиций армии и флота;

  • изучать жизнь и подвиги воинов, военачальников, полководцев, юных защитников Отечества;

  • участвовать в увековечивании памяти российских и советских воинов;

  • поддерживать связь с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками боевых действий в «горячих точках» и их родственниками;

  • участвовать в сборе материалов для школьного музея боевой славы.

      1. Знаменательные даты в нашей жизни.

Задачи:

  • пробуждать интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни страны и родного края.

На методической выставке представлены материалы, подготовленные учителем начальных классов Клещевской С.А.: конспект открытого занятия внеурочной деятельности «Загадочный мир космоса», фотоотчёт о проведении занятия, творческие работы обучающихся.

      1. Участие в массовых мероприятиях школы.

Задачи:

  • пробуждать и поощрять стремление активно участвовать в делах класса, школы, города;

  • получать первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности.

Совместная деятельность школы, семьи и общественности

по патриотическому воспитанию обучающихся

Организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях патриотического воспитания младших школьников ведётся в различных направлениях.

  1. Повышение педагогической культуры родителей обучающихся.

  2. Организация родительского лектория по вопросам патриотического воспитания в семейном клубе.

  3. Проведение родительских конференций, круглых столов, деловых игр, тематических расширенных педагогических советов.

  4. Выпуск информационных материалов.

  5. Организация совместных мероприятий, праздников, акций.

  6. Проведение открытых занятий для родителей.

  7. Привлечение родителей к проведению занятий для младших школьников.

  8. Расширение партнёрских взаимоотношений с родителями путём привлечения их к активной деятельности.

На методической выставке представлены материалы Лунёвой Е.А., учителя I квалификационной категории МБОУ «СОШ №33» г. Курска: конспект открытого родительского собрания «Наша дружная семья» и творческие работы обучающихся по теме «Моя семья».

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в начальной школе только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию, результатом которой в свете реализации новых образовательных стандартов должно стать достижение выпускником школы современного национального воспитательного идеала.

Как учителю мне хочется сказать просто: «Каждый человек должен быть творцом жизни. Цель педагога и всей его кропотливой работы – воспитать такого человека, который будет строить, творить себя и мир вокруг себя по законам человечности, добра и красоты».




Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

*

Календарь

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
^