"Нельзя вырастить розу, если тянуть ее за бутон!"

Ступеньки к патриотизму

2nd, Июнь, 2016

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №33»

Рассмотрена Согласована
на заседании ШМО учителей на заседании МС
начальных классов Протокол заседания МС №_____
Протокол заседания ШМО №1 от «___» _______________ 2014 г.
от 27 августа 2014г. Руководитель МС _____________ /М.А. Егорова/
Руководитель ШМО
_____________/М.Л. Жиляева/
Принята и рекомендована к утверждению Утверждена
Протокол заседания Приказ директора
педагогического совета №___ МБОУ «СОШ №33» №___
от «___» _______________ 2014 г. от «___» _______________ 2014 г.
Директор МБОУ «СОШ №33» Директор МБОУ «СОШ №33»
_____________/А.О. Косторная/ _____________/А.О. Косторная/

Рабочая программа

внеурочной деятельности

,,Ступеньки к патриотизму

Срок реализации программы

(2014/2015 – 2017/2018 учебные годы)

Авторы-составители программы:
Жиляева Надеина
Марина Тамара
Леонидовна Алексеевна

Ф.И.О.

учитель учитель
начальных начальных
классов классов

должность

высшая первая
квалификационная квалификационная
категория категория

квалификация

Курск, 2014

Программа

внеурочной деятельности

«Ступеньки к патриотизму»

Пособие

для учителей

общеобразовательных

учреждений

Курск, 2015

Постановка проблемы и поиск путей её решения

кто не принадлежит своему отечеству,

тот не принадлежит и человечеству.

В.Г. Белинский

Мы живём в сложное и противоречивое время. Немало уже сказано и написано о духовной нищете современного человека, упадке нравственности в обществе. Действительно в постсоветский переходный период резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, образования, искусства, стало утрачиваться традиционное российское патриотическое сознание.

Стало ясно, что задачи просвещения и духовно-нравственного воспитания должны пронизывать и подчинять всю образовательную систему, потому что без духовно-нравственной составляющей образования и всей общественной жизни разрушается государство, останавливается экономика, вырождается наука. Как оказалось, без духовности прекращается прогресс, становятся бесполезными самые глубокие научные знания, самые новейшие технологии.

В настоящее время государственная политика в области образования и воспитания подрастающего поколения определяет ведущие направления развития системы образования. Среди них – формирование гражданской идентичности личности, осознание человеком себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за её судьбу в современном мире.

Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для воспитания положительных качеств личности, в том числе формирования чувства патриотизма. В этот период развиваются те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребёнка со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Направленность развития личности в большой степени зависит от исходной установки. С чего начинается Родина для первоклассника? С места, где он родился и живёт, со школы и её традиций, имени первой учительницы, красоты окружающей природы, родословной его семьи, любви к матери и т.д. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны. Великий русский критик В.Г. Белинский писал: «Давайте детям больше и больше созерцания общего, человеческого, мирового; но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».

Кроме этого, детей надо ставить в такие условия, чтобы они могли постигать жизнь в самом широком смысле этого слова, обретая свою человеческую сущность. Всем известны слова С.Я. Маршака:

«Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся,

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто, жить готовясь, в детстве не живёт».

Этому способствует правильно организованное «проблемно-ценностное общение» младших школьников в урочной и внеурочной деятельности, которое позволяет превратить в их ценность идеи гражданственности и патриотизма через общение.

Пояснительная записка

Статус программы

Рабочая программа внеурочной деятельности «Ступеньки к Патриотизму» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 06.10.2009 г.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос­сии, планируемых результатов начального общего образования.

Программа рассчитана на четыре года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Всего 138 занятий (1 класс – 33 учебные недели, 2-4 классы – 35 учебных недель).

Программа составлена с учётом интересов обучающихся, их социально-психологических особенностей, мнений родителей (законных представителей) и запросов общества в целом, так как направлена на формирование нравственной личности гражданина и патриота своей страны.

Концептуальные основы, цели и задачи программы

Приступая к обучению любой дисциплине, преподаватель всегда отвечает на три основополагающих вопроса: что является предметом изучения данного курса, каковы его цели, задачи и значение для умственного и нравственного развития учеников и как будет организован процесс обучения. Как эти вопросы решаются в курсе «Ступеньки к Патриотизму»?

Программа «Ступеньки к патриотизму» разработана с целью социально-педагогической поддержки становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества, как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Программа «Ступеньки к Патриотизму» ориентирована на реализацию важнейших общественных функций: гражданско-патриотическое и героико-патриотическое воспитание младших школьников, развитие и социализацию подрастающего поколения.

Цель программы: формирование основ патриотического самосознания младших школьников, воспитание патриота своей Родины, знающего и любящего своё Отечество, свой край, связывающего историю своей семьи и свою собственную судьбу с историей своей страны и желающего принять активное участие в развитии своей Родины.

Курс построен на концентрической основе с постепенным расширением понятий и углублением их содержательного осмысления. Организация патриотического воспитания обучающихся начальной школы в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по различным направлениям.

      1. Наша страна – Россия.

Задачи:

  • формировать элементарные представления о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о важнейших законах государства;

  • формировать первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

  • формировать представления о символах государства – флаге, гербе и гимне России;

  • формировать элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

  • пробуждать интерес к общественным явлениям, закреплять понимание активной роли человека в обществе;

  • воспитывать уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

  • формировать начальные представления о народах России, их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

      1. Край мой соловьиный.

Задачи:

  • формировать представления о различных сторонах жизни родного края,

  • знакомить с историей и современной жизнью Курского края;

  • формировать представления о флаге, гербе и гимне Курской области,

  • формировать личностно-ценностное отношение к своему краю;

  • пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

  • формировать уважительное отношение к традиционным религиям Курского края.

      1. История моей семьи в истории большой страны.

Задачи:

  • изучать историю родного края через семейные архивы, рассказы близких родственников;

  • изучать жизнь края через беседы в семье, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии;

  • формировать толерантность и толерантное поведение в условия полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;

  • изучать историю и традиции своей семьи в контексте истории родной страны;

  • формировать начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, воспитывать уважительное отношение к старшим членам семьи;

  • организовать общую работу семей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры, совместное решение задач, стоящих перед местными жителями

      1. Школа, которой я горжусь.

Задачи:

  • воспитывать любовь к школе, интерес к её истории, судьбе педагогов, выпускников;

  • закреплять знание традиций школы, бережное отношение к ним.

      1. «Бессмертный полк» («Они сражались за Родину»).

Задачи:

  • воспитывать уважительное отношение к национальным героям, защитникам Родины;

  • изучать ратную историю России, историю вооруженных сил, видов и родов войск, боевых традиций армии и флота;

  • изучать жизнь и подвиги воинов, военачальников, полководцев, юных защитников Отечества;

  • участвовать в увековечивании памяти российских и советских воинов;

  • поддерживать связь с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками боевых действий в «горячих точках» и их родственниками;

  • участвовать в сборе материалов для школьного музея боевой славы.

      1. Знаменательные даты в нашей жизни.

Задачи:

  • пробуждать интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни страны и родного края.

      1. Участие в массовых мероприятиях школы.

Задачи:

  • пробуждать и поощрять стремление активно участвовать в делах класса, школы, города;

  • получать первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности.

Преподавание строится в соответствии с возрастными особенностями детей младшего школьного возраста. Учитывается тот факт, что данный возраст является сензитивным для развития эстетической образно-эмоциональной направленности личности, произвольности действий и психических процессов. Это период бурного развития сознания, системы нравственных мотивов, формирования основ волевого поведения и способности к рефлексии.

Обращение гражданско-патриотическому и героико-патриотическому материалу в условиях учебного процесса должно получить неповторимую окраску, лишь тогда оно будет влиять на духовное развитие ребёнка. Поэтому важно создавать на занятиях особую эмоциональную атмосферу, применять активные методы обучения, проводить планомерную внеаудиторную работу: экскурсии, посещение музеев; использовать диалоговые, личностно ориентированные формы преподавания. Уместны такие виды работы, как тематическое рисование, игры-инсценировки, беседы на нравственные темы, разучивание стихов, песен, театрализованные представления, коллективно-творческие дела. Результатом этой работы может стать забота о ветеранах, конкретная помощь нуждающимся людям. Наполнение занятий богатым иллюстративным материалом, включение музыкального сопровождения, современных информационно-коммуникационных технологий, яркая образная речь педагога, его искренняя заинтересованность предметом изучения помогут сформировать у ребёнка способность эмоционально реагировать на реалии окружающего мира и пробудить в нём желание твёрдо встать на путь духовного развития и самосовершенствования.

Программа первого осваивается обучающимися 1-4 классов на доступном для них уровне. С учётом особенностей каждого возраста расширяется объём информации в пределах каждой содержательной линии, углубляется изучение основных понятий, а также изменяются методы преподавания и формы работы.

Совместная деятельность школы, семьи и общественности

по патриотическому воспитанию обучающихся

Организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях патриотического воспитания младших школьников ведётся в различных направлениях.

  1. Повышение педагогической культуры родителей обучающихся.

  2. Организация родительского лектория по вопросам патриотического воспитания в семейном клубе.

  3. Проведение родительских конференций, круглых столов, деловых игр, тематических расширенных педагогических советов.

  4. Выпуск информационных материалов.

  5. Организация совместных мероприятий, праздников, акций.

  6. Проведение открытых занятий для родителей.

  7. Привлечение родителей к проведению занятий для младших школьников.

  8. Расширение партнёрских взаимоотношений с родителями путём привлечения их к активной деятельности.

Содержание программы

1 класс

п/п

Раздел

программы

Содержание занятий

Количество

часов

Введение

«Первый раз – в первый класс» (Я – гражданин)

1

Наша страна – Россия

Я живу в России.

Наши славные символы.

Без конца, без края – всё страна родная.

«Дорогая моя столица, золотая моя Москва…»

«Охранная грамота» на всех зверей, или У каждой мышки – свой домишко»

5

Край мой соловьиный

Моя малая родина – город Курск. Путешествие по карте Курской области.

Герб, флаг, гимн города Курска и Курской области. Источники возникновения символики.

История моего района.

Улица, на которой я живу.

Они прославили наш город.

Пешеходная экскурсия по району. Памятные доски на зданиях района.

Природные богатства нашего края.

Охрана природы в Курской области.

Курск – православный.

Святой преподобный Серафим Саровский чудотворец – светильник земли Русской.

Экскурсия в краеведческий музей.

10

История моей семьи в истории большой страны

Моя семья в фотографиях и рисунках.

Семейные предания и традиции.

Проект «Семейное творчество».

Природа – мать богатства, а труд – его отец. (Трудовые традиции в моей семье).

Конкурсная семейная программа «Когда все вместе».

Православные традиции в моей семье.

6

Школа, которой я горжусь

Моя школа (история и традиции).

Школьный музей Боевой славы имени Олега Позднякова (обзорная экскурсия).

2

«Бессмертный полк» («Они сражались за Родину»)

Защитники земли Русской.

Письмо солдату.

Дети войны.

Музейный урок «Он Родине честно служил».

4

Знаменательные даты в нашей жизни

Проект «Про дедушку, про бабушку», посвящённый Международному дню пожилых людей.

Традиции празднования Нового года и Рождества в моей семье.

Проект «Сказка про маму».

3

Участие в массовых мероприятиях школы

Линейка памяти «Великая наша Победа».

1

Подведение итогов года

Выставка творческих работ.

1

2 класс

п/п

Раздел

программы

Содержание занятий

Количество

часов

Введение

Я – патриот.

1

Наша страна – Россия

«Чудеса в решете»

(памятники природы).

Каково полотно – такова и строчка (народные промыслы).

Набралось гостей – со всех волостей! (Многонациональная культура России).

Проект «Города-герои, города воинской славы».

Русские богатыри – символ преданности и любви к Родине.

5

Край мой соловьиный

Экскурсия в археологический музей «Откуда есть пошла земля Курская».

Летопись в камне (памятники архитектуры города Курска).

История обретения Иконы Божьей Матери «Знамение Пресвятой Богородицы Курская Коренная».

Памятники природы Курской области.

Традиционные ремёсла Курского края.

Устное народное творчество Курского края.

«Курск – город-воин, город-труженик».

Богата талантами земля Курская. Астроном Ф. Семёнов, народный умелец А.Г. Уфимцев.

Российский Колумб из Курска – Г. Шелехов.

«Курский край на полотнах художников» (Экскурсия в картинную галерею имени А. Дейнеки).

Пешеходная экскурсия по историческому центру города Курска.

Экскурсия по городу с фотоаппаратом «Мой Курск – это трижды Россия»

12

История моей семьи в истории большой страны

«У фамильного древа» (Моя родословная).

Летопись моей семьи.

Проект «Герб моей семьи».

Профессии моих родителей. Экскурсия на одно из предприятий города Курска.

«Нет в России семьи такой, где бы ни памятен был свой герой…»

5

Школа, которой я горжусь

Знаменитые выпускники школы.

Ученические династии.

2

«Бессмертный полк» («Они сражались за Родину»)

Ученики школы, отдавшие свою жизнь за Родину.

«Вставай страна огромная…»

(Песни и стихи военных лет)

Музейный урок «Защитники земли Русской».

3

Знаменательные даты в нашей жизни

Учителями славится Россия. Обзор выставки в школьном музее «Наши учителя».

Конкурс рисунков «Наша Армия родная»

День защитника Отечества. Урок Мужества в школьном музее.

Конкурс рисунков «Милой мамочки портрет».

День космонавтики.

5

Участие в массовых мероприятиях школы

Линейка «Этот День Победы порохом пропах…»

1

Подведение итогов года

Фотовыставка по материалам экскурсии.

1

3 класс

п/п

Раздел

программы

Содержание занятий

Количество

часов

Введение

Я – патриот.

1

Наша страна – Россия

История создания государственных символов России. Гимн.

История создания государственных символов России. Герб. Флаг.

«…И сердцем истинный герой» (Александр Невский – защитник земли Русской).

Великие полководцы России.

Страна-сторона Петербург (заочное путешествие по России).

5

Край мой соловьиный

Экскурсия в музей Юных защитников Родины.

Курск литературный (литературная гостиная).

Экскурсия в литературный музей.

Курские писатели – детям.

Курск театральный.

Курские артисты – детям. Посещение драматического театра имени А.С. Пушкина.

Знаменитые женщины нашего города.

Красная книга Курской области.

Экскурсия в Центрально-Чернозёмный государственный заповедник имени профессора В.В.Алёхина.

Экскурсия «Коренная пустынь – духовный символ России»

10

История моей семьи в истории большой страны

Выставка «Реликвии моей семьи».

Семейные династии.

Литературно-музыкальная композиция «Мы славим дедов и отцов!»

Фестиваль семейного творчества.

4

Школа, которой я горжусь

Благотворительная ярмарка – многолетняя традиция нашей школы.

Экскурсия в школьный музей «Учителя, которыми гордится наша школа» (обзор тематической выставки).

2

«Бессмертный полк» («Они сражались за Родину»)

Музейный урок «Заменим вас в строю!»

Музейный урок «Солдату посвящается!»

Великая Отечественная война – подвиг всего народа. Агитбригада.

Участие во Всероссийской акции «Георгиевская ленточка».

4

Знаменательные даты в нашей жизни

«Друзья мои! Прекрасен наш союз»

День Народного единства.

«Город воинской славы» (Освобождение города Курска от немецко-фашистских захватчиков)

Конкурс рисунков «Я только слышал о войне».

«Непобедимая и легендарная»

Мамочке подарок.

День славянской письменности и культуры.

6

Участие в массовых мероприятиях школы

Смотр строя и песни.

Конкурс чтецов «Дети о войне».

2

Подведение итогов года

Конкурс рисунков «Город Курск глазами детей».

1

4 класс

п/п

Раздел

программы

Содержание занятий

Количество

часов

Введение

Я – гражданин великой страны.

1

Наша страна – Россия

Россия православная. Русские святые – истинные патриоты Отечества.

Заочное путешествие по святым местам России.

Путешествие во времени. Фольклор, традиции, обычаи. Масленица.

Я, ты, он, она – вместе дружная страна.

4

Край мой соловьиный

Экскурсия по городу «Курск – православный». Монастыри и храмы.

Феодосий Печерский – родоначальник российской духовности.

Почётные граждане города Курска.

Встреча с интересными людьми.

О чём рассказали названия улиц нашего города.

Курск музыкальный (музыкальная гостиная).

Экскурсия в музей Н.В. Плевицкой.

Курск современный.

Курск – город будущего.

Золотые звёзды курян.

Имена героев Великой Отечественной войны на карте города Курска.

Экскурсия по местам боевой славы (Государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле»).

Жемчужина архитектуры Курского края – Марьино (экскурсия).

13

История моей семьи в истории большой страны

История моей семьи в истории города.

Я – надежда семьи и страны.

Операция «Боевой орден в нашем доме».

3

Школа, которой я горжусь

Их имена носит школьный музей. Олег Поздняков, Роман Башмаков, Сергей Жигальцев, Юрий Захаров – герои-участники боевых действий в Афганистане и Чечне. Встреча с родственниками героев.

Традиционные социально-значимые проекты нашей школы «Чистота спасёт мир!», «Больше кислорода», «Пусть всегда будет завтра!», «Зелёный город».

Творческий проект «Школа будущего».

3

«Бессмертный полк» («Они сражались за Родину»)

«Я помню! Я горжусь!» (Лучшая открытка ветерану).

Акция «Ветеран живёт рядом».

Литературно-музыкальная композиция «О чём поёт у печурки солдат?»

3

Знаменательные даты в нашей жизни

Изучаем конвенцию о правах ребёнка.

День Конституции.

8 февраля – день юного героя-антифашиста.

Праздник Весны и Труда (история и традиции).

Урок памяти в школьном музее «Подвигу народа жить в веках».

«Я – гражданин России» (Агитбригада, посвящённая Дню России).

6

Участие в массовых мероприятиях школы

Конкурс патриотической песни «Прикоснись к подвигу сердцем!»

1

Подведение итогов года

Праздник «Русь. Россия. Родина моя».

1

Планируемые результаты патриотического воспитания

на ступени начального общего образования

Каждое из основных направлений патриотического воспитания младших школьников должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование у детей знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.

Реализация программы предполагает достижение обучающимися воспитательных результатов и воспитательного эффекта.

Воспитательные результаты:

– пробуждение и укрепление у младших школьников патриотического чувства, любви к Родной стране и родному краю;

– формирование личности патриота и гражданина своей страны через изучение истории и культуры страны и края;

– ценностное отношение к России, своему народу, родному краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родному языку, народным традициям, старшему поколению;

– элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, этнических традициях и культурном достоянии родного края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

– первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

– опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

– опыт социальной и межкультурной коммуникации;

– начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Воспитательный эффект: пробуждение у обучающихся интереса к изучению истории и культуры, формирование стремления к самостоятельному поиску и сбору информации по любой тематике.

Воспитательные результаты и эффекты распределяются по трём уровням.

1 уровень (1 класс)

Приобретение социальных знаний, понимание реальности.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с учителями. Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – всё это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

2 уровень (2-3 класс)

Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, то есть в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

3 уровень (4 класс)

Приобретение опыта самостоятельного общественного действия.

Только в самостоятельном общественном действии младший школьник действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ребёнка с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.

Таким образом, знания школьника о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами. Переход от одного уровня к другому должен быть последовательным и постепенным.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Формирование личностных, регулятивных, познавательных

и коммуникативных УУД в процессе реализации программы

Личностные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

-ориентироваться в важнейших событиях для страны и региона, фактах прошлого и настоящего;

– оценивать возможное влияние этих событий на будущее;

– ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.

Выпускник приобретёт:

– способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

– способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регулятора морального поведения.

Выпускник получит возможность для формирования:

– основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свой край;

– мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;

– эстетических чувств на основе знакомства с культурой Отечества и родного края;

– чувства гордости за свою страну и свой город, за успехи своих земляков;

– эмпатии как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями её реализации;

– выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

– проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

– самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;

– использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Выпускник получит возможность:

– уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, сообщением для выступления на школьных научно-практических конференциях;

– вносить необходимые изменения в исполнение как по ходу реализации проекта (исследования), так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

– на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

– узнавать символику Российской Федерации, города Курска, Курской области;

– описывать достопримечательности родного края;

– использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска извлечения познавательной информации;

– осуществлять расширенный поиск информации с использованием информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;

– использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с различного рода географическими картами;

– работать с картой;

– находить на карте регионы страны, свой регион и его главный город;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения в форме связи простых рассуждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

– устанавливать аналогии.

Выпускник получит возможность:

– самостоятельно подбирать литературу по теме;

– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и интернета;

– работать в семейных архивах.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;

– ориентироваться на позицию партнёра в общении;

– учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Выпускник получит возможность:

– готовить сообщения и выступать с ними;

– формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

– наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;

– аргументировать своё мнение, координировать его с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Система оценки достижения планируемых результатов

В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, при оценке итоговых результатов освоения программы должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка. В соответствии с требованиями Федерального госу­дарственного образовательного стандарта начального общего образования необходимо ис­пользовать систему оценки, ориентированную на выявление и оценку образовательных дос­тижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования. Особенностями такой системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных про­грамм в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

– оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества обра­зования;

  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

  • использование таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.

Во внеурочной деятельности ведется безотметочное обучение, основная цель которого – сфор­мировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуман­ным и направленным на развитие личности ребенка. Необходимо учитывать, что это не обу­чение традиционного вида, из которого изъяты отметки, а качественно новое обучение в на­чальных классах – на содержательно-оценочной основе.

При использовании безотметочной системы нельзя оценивать личностные качества: особенности памяти, внимания, восприятия. Оцениванию подлежат интеллектуальные, творческие и инициативные проявления ребёнка: умные вопросы, самостоятельный поиск, изучение дополнительного учебного материала и др.

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализу­ется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио. Система оценки достижения планируемых результатов изучения предполагает комплексный уровневый под­ход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит спо­собность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

Портфолио ученика:

  • является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений обучающихся, ориентированным на обновление и совершенствование каче­ства образования;

  • реализует одно из основных положений Федеральных государственных образова­тельных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсаль­ных учебных действий;

  • позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных дей­ствий обучающихся младших классов, лучшие достижения Российской школы на этапе начально­го обучения, а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;

  • предполагает активное вовлечение обучающихся в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Преимущество рабочего Портфолио как метода оценивания достижений учащихся за­ключается в следующем:

  • сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного обра­зования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);

  • учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использо­вания трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;

– позволяет помочь обучающимся самим определять цели обучения, осуществлять актив­ное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.

Критериями оценивания являются:

– соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям разработанной программы;

– динамика результатов обученности, формирования УУД.

Используются три вида оценивания – текущее, тематическое и итоговое – без выставления бальной отметки, но сопровождающееся словесной оценкой:

  • текущий контроль (беседы с обучающимися по изученным темам, проблемам, аспектам исторического развития страны, города Курска и Курской области);

  • тематический контроль (тестовые задания, тематические зачёты);

  • обобщающий (итоговый контроль) в форме презентаций личных достижений, полученных в результате исследовательской деятельности (самостоятельно подготовленных энциклопедических справок, устных и письменных сообщений, проектных работ).

Календарно-тематическое планирование

(первый год обучения)

п/п

Дата

проведения

Раздел

программы

Тема занятия

Введение

«Первый раз – в первый класс» (Я – гражданин).

Наша страна –

Россия

Я живу в России.

Наша страна –

Россия

Наши славные символы.

Край мой соловьиный

Моя малая родина – город Курск. Путешествие по карте Курской области.

Знаменательные даты в нашей жизни

Проект «Про дедушку, про бабушку», посвящённый Международному дню пожилых людей.

Край мой соловьиный

Герб, флаг, гимн города Курска и Курской области. Источники возникновения символики.

Край мой соловьиный

История моего района.

Улица, на которой я живу.

Край мой соловьиный

Они прославили наш город.

История моей семьи в истории большой страны

Моя семья в фотографиях и рисунках.

История моей семьи в истории большой страны

Семейные предания и традиции.

История моей семьи в истории большой страны

Проект «Семейное творчество».

Школа, которой я горжусь

Моя школа (история и традиции).

Школа, которой я горжусь

Школьный музей Боевой славы имени Олега Позднякова (обзорная экскурсия).

Наша страна –

Россия

Без конца, без края – всё страна родная.

Наша страна –

Россия

«Дорогая моя столица, золотая моя Москва…»

Знаменательные даты в нашей жизни

Традиции празднования Нового года и Рождества в моей семье.

Край мой соловьиный

Пешеходная экскурсия по району. Памятные доски на зданиях района.

История моей семьи в истории большой страны

Природа – мать богатства, а труд – его отец. (Трудовые традиции в моей семье).

Край мой соловьиный

Природные богатства нашего края.

Наша страна –

Россия

«Охранная грамота» на всех зверей, или У каждой мышки – свой домишко»

Край мой соловьиный

Охрана природы в Курской области.

История моей семьи в истории большой страны

Конкурсная семейная программа «Когда все вместе».

Знаменательные даты в нашей жизни

Проект «Сказка про маму».

Край мой соловьиный

Курск – православный.

Край мой соловьиный

Святой преподобный Серафим Саровский чудотворец – светильник земли Русской.

История моей семьи в истории большой страны

Православные традиции в моей семье.

«Бессмертный полк» («Они сражались за Родину»)

Защитники земли Русской.

«Бессмертный полк» («Они сражались за Родину»)

Письмо солдату.

«Бессмертный полк» («Они сражались за Родину»)

Дети войны.

«Бессмертный полк» («Они сражались за Родину»)

Музейный урок «Он Родине честно служил».

Участие в массовых мероприятиях школы

Линейка памяти «Великая наша Победа»

Край мой соловьиный

Экскурсия в краеведческий музей.

Подведение итогов года

Выставка творческих работ.

Календарно-тематическое планирование

(второй год обучения)

п/п

Дата

проведения

Раздел

программы

Тема занятия

Введение

Я – патриот.

Край мой соловьиный

Экскурсия в археологический музей «Откуда есть пошла земля Курская».

Край мой соловьиный

Летопись в камне (памятники архитектуры города Курска).

Край мой соловьиный

История обретения Иконы Божьей Матери «Знамение Пресвятой Богородицы Курская Коренная».

Знаменательные даты в нашей жизни

Учителями славится Россия. Обзор выставки в школьном музее «Наши учителя».

История моей семьи в истории большой страны

«У фамильного древа» (Моя родословная).

История моей семьи в истории большой страны

Летопись моей семьи.

История моей семьи в истории большой страны

Проект «Герб моей семьи».

История моей семьи в истории большой страны

Профессии моих родителей. Экскурсия на одно из предприятий города Курска.

Наша страна –

Россия

«Чудеса в решете»

(памятники природы).

Край мой соловьиный

Памятники природы Курской области.

Наша страна –

Россия

Каково полотно – такова и строчка (народные промыслы).

Край мой соловьиный

Традиционные ремёсла Курского края.

Наша страна –

Россия

Набралось гостей – со всех волостей! (Многонациональная культура России).

Край мой соловьиный

Устное народное творчество Курского края.

Наша страна – Россия

Проект «Города-герои, города воинской славы».

Край мой соловьиный

«Курск – город-воин, город-труженик».

Наша страна –

Россия

Русские богатыри – символ преданности и любви к Родине.

«Бессмертный полк» («Они сражались за Родину»)

Музейный урок «Защитники земли Русской».

«Бессмертный полк» («Они сражались за Родину»)

Ученики школы, отдавшие свою жизнь за Родину.

Знаменательные даты в нашей жизни

Конкурс рисунков «Наша Армия родная»

Знаменательные даты в нашей жизни

День защитника Отечества. Урок Мужества в школьном музее.

История моей семьи в истории большой страны

«Нет в России семьи такой, где бы ни памятен был свой герой…»

Знаменательные даты в нашей жизни

Конкурс рисунков «Милой мамочки портрет».

Край мой соловьиный

Богата талантами земля Курская. Астроном Ф. Семёнов, народный умелец А.Г. Уфимцев.

Край мой соловьиный

Российский Колумб из Курска – Г. Шелехов.

Край мой соловьиный

«Курский край на полотнах художников» (Экскурсия в картинную галерею имени А. Дейнеки).

Знаменательные даты в нашей жизни

День космонавтики.

Школа, которой я горжусь

Знаменитые выпускники школы.

Школа, которой я горжусь

Ученические династии.

«Бессмертный полк» («Они сражались за Родину»)

«Вставай страна огромная…»

(Песни и стихи военных лет)

Участие в массовых мероприятиях школы

Линейка «Этот День Победы порохом пропах…»

Край мой соловьиный

Пешеходная экскурсия по историческому центру города Курска.

Край мой соловьиный

Экскурсия по городу с фотоаппаратом «Мой Курск – это трижды Россия»

Подведение итогов года

Фотовыставка по материалам экскурсии.

Календарно-тематическое планирование

(третий год обучения)

п/п

Дата

проведения

Раздел

программы

Тема занятия

Введение

Я – патриот.

Наша – страна

Россия

История создания государственных символов России. Герб. Флаг.

Наша – страна

Россия

История создания государственных символов России. Гимн.

Школа, которой я горжусь

Благотворительная ярмарка – многолетняя традиция нашей школы.

Школа, которой я горжусь

Экскурсия в школьный музей «Учителя, которыми гордится наша школа» (обзор тематической выставки).

Наша – страна

Россия

«…И сердцем истинный герой» (Александр Невский – защитник земли Русской).

Наша – страна

Россия

Великие полководцы России.

Край мой соловьиный

Экскурсия в музей Юных защитников Родины.

Знаменательные даты в нашей жизни

«Друзья мои! Прекрасен наш союз»

День Народного единства.

Край мой соловьиный

Курск литературный (литературная гостиная).

Край мой соловьиный

Экскурсия в литературный музей.

Край мой соловьиный

Курские писатели – детям.

Край мой соловьиный

Курск театральный.

Край мой соловьиный

Курские артисты – детям. Посещение драматического театра имени А.С. Пушкина.

«Бессмертный полк» («Они сражались за Родину»)

Музейный урок «Заменим вас в строю!»

Наша страна –

Россия

Страна-сторона Петербург (заочное путешествие по России).

История моей семьи в истории большой страны

Выставка «Реликвии моей семьи».

История моей семьи в истории большой страны

Семейные династии.

История моей семьи в истории большой страны

Литературно-музыкальная композиция «Мы славим дедов и отцов!»

Знаменательные даты в нашей жизни

«Город воинской славы» (Освобождение города Курска от немецко-фашистских захватчиков).

Знаменательные даты в нашей жизни

Конкурс рисунков «Я только слышал о войне».

Знаменательные даты в нашей жизни

«Непобедимая и легендарная!»

Участие в массовых мероприятиях школы

Смотр строя и песни.

Знаменательные даты в нашей жизни

Мамочке подарок!

Край мой соловьиный

Знаменитые женщины нашего города.

Участие в массовых мероприятиях школы

Конкурс чтецов «Дети о войне».

Край мой соловьиный

Красная книга Курской области.

Край мой соловьиный

Экскурсия в Центрально-Чернозёмный государственный заповедник имени профессора В.В. Алёхина.

«Бессмертный полк» («Они сражались за Родину»)

Музейный урок «Солдату посвящается!»

«Бессмертный полк» («Они сражались за Родину»)

Великая Отечественная война – подвиг всего народа. Агитбригада.

История моей семьи в истории большой страны

Фестиваль семейного творчества.

Знаменательные даты в нашей жизни

Участие во Всероссийской акции «Георгиевская ленточка».

Край мой соловьиный

Экскурсия «Коренная пустынь – духовный символ России»

Знаменательные даты в нашей жизни

День славянской письменности и культуры.

Подведение итогов года

Конкурс рисунков «Город Курск глазами детей».

Календарно-тематическое планирование

(четвёртый год обучения)

п/п

Дата

проведения

Раздел

программы

Тема занятия

Введение

Я – гражданин великой страны.

История моей семьи в истории большой страны

История моей семьи в истории города.

История моей семьи в истории большой страны

Я – надежда семьи и страны.

Наша страна –

Россия

Россия православная. Русские святые – истинные патриоты Отечества.

Наша страна –

Россия

Заочное путешествие по святым местам России.

Край мой соловьиный

Экскурсия по городу «Курск – православный». Монастыри и храмы.

Край мой соловьиный

Феодосий Печерский – родоначальник российской духовности.

Край мой соловьиный

Почётные граждане города Курска.

Край мой соловьиный

Встреча с интересными людьми.

Край мой соловьиный

О чём рассказали названия улиц нашего города.

Знаменательные даты в нашей жизни

Изучаем конвенцию о правах ребёнка.

Край мой соловьиный

Курск музыкальный (музыкальная гостиная).

Край мой соловьиный

Экскурсия в музей Н.В. Плевицкой.

Знаменательные даты в нашей жизни

День Конституции.

Край мой соловьиный

Курск современный.

Край мой соловьиный

Курск – город будущего.

Край мой соловьиный

Золотые звёзды курян.

Край мой соловьиный

Имена героев Великой Отечественной войны на карте города Курска.

История моей семьи в истории большой страны

Операция «Боевой орден в нашем доме».

Знаменательные даты в нашей жизни

8 февраля – день юного героя-антифашиста.

«Бессмертный полк» («Они сражались за Родину»)

«Я помню! Я горжусь!» (Лучшая открытка ветерану).

Участие в массовых мероприятиях школы

Конкурс патриотической песни «Прикоснись к подвигу сердцем!»

Наша страна – Россия

Путешествие во времени. Фольклор, традиции, обычаи. Масленица.

Край мой соловьиный

Экскурсия по местам боевой славы (Государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле»).

Школа, которой я горжусь

Их имена носит школьный музей. Олег Поздняков, Роман Башмаков, Сергей Жигальцев, Юрий Захаров – герои-участники боевых действий в Афганистане и Чечне. Встреча с родственниками героев.

Школа, которой я горжусь

Традиционные социально-значимые проекты нашей школы «Чистота спасёт мир!», «Больше кислорода», «Пусть всегда будет завтра!», «Зелёный город».

Школа, которой я горжусь

Творческий проект «Школа будущего».

Край мой соловьиный

Жемчужина архитектуры Курского края – Марьино (экскурсия).

«Бессмертный полк» («Они сражались за Родину»)

Акция «Ветеран живёт рядом».

«Бессмертный полк» («Они сражались за Родину»)

Литературно-музыкальная композиция «О чём поёт у печурки солдат?»

Знаменательные

даты в нашей жизни

Праздник Весны и Труда (история и традиции).

Знаменательные

даты в нашей жизни

Урок памяти в школьном музее «Подвигу народа жить в веках».

Наша страна

– Россия

Я, ты, он, она – вместе дружная страна

Знаменательные

даты в нашей жизни

«Я – гражданин России» (Агитбригада, посвящённая Дню России).

Подведение итогов года

Праздник «Русь. Россия. Родина моя».

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Исходя из целей современного начального образования, предлагаемый перечень материально-технического обеспечения составлен с учетом следующих требований:

обеспечение природосообразности обучения младших школьников (организации опыта чувственного восприятия, наглядности обучения);

создание материально-технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников (расширение знаний, развитие мышления, речи, воображения; формирование коммуникативных, художественных, трудовых умений);

создание условий для организации практической деятельности школьников, а также элементарной художественной деятельности (рисования, конструирования и др.).

Печатные и другие пособия

Для организации работы с разными источниками информации необходимы научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественно-научного, обществоведческого, исторического содержания, видеофильмы, звукозаписи.

В соответствии с содержанием программы необходимы:

таблицы;

– карты;

иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);

макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений;

предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края).

Оборудование для экскурсий: фотографии, открытки, фотоаппарат и видеокамера.

Технические средства обучения

Персональный компьютер с принтером.

Мультимедийный проектор.

Экспозиционный экран размером 150 Х 150 см.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.

Список литературных источников

  1. Абрамов А.С. Мужество в наследство. – Свердловск: Средне-Уральское кн.изд., 1988.

  2. Александров А.И. Факультативные занятия по истории краеведения/А.И. Александров//Преподавание истории в школе. 1982. – №3.

  3. Александров-Липкинг Ю.А. Далёкое прошлое Курского края. – Воронеж: Изд. ЦЧО, 1971.

  4. Борисов Н.С., Дранишников В.В., Иванов П.В., Кацюба Д.В. Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителей/ Н.С. Борисов, В.В. Дранишников, П.В. Иванов, Д.В. Кацюба; под редакцией Н.С. Борисова. М.: Просвещение, 1982.

  5. Внеурочная деятельность младших школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М.: Просвещение, 2011.

  6. Вырщиков А. Патриотизм на службе России / А.Вырщиков, М. Кусмарцев// Воспитание школьников. -2006. – №3.

  7. Грива Т. Фёдор Семёнов – курский астроном // VIP. – 2006. №5(39).

  8. История и современность Курского края: Региональное учебное пособие./ Под ред. Б.Н. Королёва. – Курск: ООО «Учитель», 1998.

  9. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. – М.: Просвещение, 2010.

  10. Кто был кто в Великой Отечественной войне 1941-1945. Краткий справочник. М.: «Республика», 1995.

  11. Курск. Краеведческий словарь-справочник / Гл.ред. Ю.А. Бугров – Курск. Изд. центр «ЮМЭКС», 1997.

  12. Курский край в истории Отечества / Под ред. Л.С. Полнера. – Курск: изд. Курский гос.тех.университет, 1996.

  13. Левченко В.В., Грива Т.А. Музеи и памятники Курской области. Справочник-путеводитель – Курск Сейм, 1996.

  14. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011.

  15. Селевко Г.К. Технологии развивающего образования / Г.К. Селевко. – М.: НИИ Школьных технологий, 2005.

  16. Страницы истории города Курска. Важнейшие события и даты с древнейших времён до наших дней / Сост. Проф. П.В. Иванов – Воронеж, Центрально-Чернозёмное книжное издательство, 1981.

  17. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2010.

Приложения

Содержание

Постановка проблемы и поиск её решения

Пояснительная записка

Статус программы

Концептуальные основы, цели и задачи программы

Содержание программы

Планируемые результаты патриотического воспитания на ступени начального общего образования

Требования к уровню подготовки обучающихся. Формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД в процессе реализации программы.

Система оценки достижения планируемых результатов

Календарно-тематическое планирование

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Список литературных источников

Приложения

Фотогалерея




Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

*

Календарь

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
^