Проблемно-ценностное общение
4th, Июнь, 2016Жиляева Марина Леонидовна,
учитель высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ №33» г. Курска,
руководитель ШМО учителей начальных классов,
почётный работник общего образования Российской Федерации
Проблемно-ценностное общение как составная часть патриотического воспитания младших школьников в свете реализации ФГОС НОО
…кто не принадлежит своему отечеству,
тот не принадлежит и человечеству.
В.Г. Белинский
Видеофрагмент (обучающийся читает стихотворение К. Симонова «Родина»).
Касаясь трёх великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Всё, что у нас осталось вдалеке.
Ты вспомнишь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспомнишь родину – такую,
Какой её ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавшей к трём берёзам,
Далёкую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три берёзы
При жизни никому нельзя отдать.
Мы живём в сложное и противоречивое время. Немало уже сказано и написано о духовной нищете современного человека, упадке нравственности в обществе. Действительно в постсоветский переходный период резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, образования, искусства, стало утрачиваться традиционное российское патриотическое сознание.
Стало ясно, что задачи просвещения и духовно-нравственного воспитания должны пронизывать и подчинять всю образовательную систему, потому что без духовно-нравственной составляющей образования и всей общественной жизни разрушается государство, останавливается экономика, вырождается наука. Как оказалось, без духовности прекращается прогресс, становятся бесполезными самые глубокие научные знания, самые новейшие технологии.
В настоящее время государственная политика в области образования и воспитания подрастающего поколения определяет ведущие направления развития системы образования. Среди них – формирование гражданской идентичности личности, осознание человеком себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за её судьбу в современном мире.
Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для воспитания положительных качеств личности, в том числе формирования чувства патриотизма. В этот период развиваются те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребёнка со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Направленность развития личности в большой степени зависит от исходной установки. С чего начинается Родина для первоклассника? С места, где он родился и живёт, со школы и её традиций, имени первой учительницы, красоты окружающей природы, родословной его семьи, любви к матери и т.д. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны. Великий русский критик В.Г. Белинский писал: «Давайте детям больше и больше созерцания общего, человеческого, мирового; но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».
Кроме этого, детей надо ставить в такие условия, чтобы они могли постигать жизнь в самом широком смысле этого слова, обретая свою человеческую сущность. Всем известны слова С.Я. Маршака:
«Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся,
Но вряд ли в жизни пригодится тот,
Кто, жить готовясь, в детстве не живёт».
Этому способствует правильно организованное «проблемно-ценностное общение» младших школьников в урочной и внеурочной деятельности и внеклассной работе, которое позволяет превратить в их ценность идеи гражданственности и патриотизма через общение.
Формами организации проблемно-ценностного общения являются: этические беседы, дебаты, ролевые диалоги, тематические диспуты, проблемно-ценностные дискуссии, проблемно-ценностные дискуссии с привлечением внешних экспертов, представителей общества, с выходом за пределы образовательного учреждения.
Первая форма организации проблемно-ценностного общения этическая беседа позволяет обучающимся начальной школы выйти на первый уровень результатов внеурочной деятельности – уровень знания и понимания школьниками обсуждаемого жизненного сюжета (проблемы). Этические беседы часто строятся на материале реальных жизненных ситуаций, художественных произведений, просмотренных сюжетов в средствах массовой информации, документальных и художественных фильмов, периодической печати, фоторепортажей и др. Здесь вспоминаются слова Уолта Уитмена:
«Был ребёнок, и он рос с каждым днём
и каждый день видел новое,
И на что бы он ни взглянул –
он всем становился,
И всё становилось частью его
на этот день, на этот час
Или на многие, многие годы».
Педагог должен в совершенстве овладеть данной формой организации проблемно-ценностного общения, так как без этого он не сможет вывести детей на другой уровень. Примеры бесед на нравственные темы в рамках патриотического воспитания: «Легко ли быть внимательным к пожилым людям?», «Что мы знаем о ветеранах войны?», «Я – патриот!», «Пусть всегда будет завтра!», «Доброта спасёт мир!», «Я – надежда семьи и страны!». Но поскольку в этической беседе основной канал общения «педагог – дети», а непосредственное общение детей друг с другом ограничено, то в этой форме довольно трудно выйти на ценностное отношение школьников к рассматриваемой проблеме (именно в общении со сверстником, «таким же, как он сам» ребенок устанавливает и проверяет свои ценности).
Для запуска ценностного самоопределения нужны уже другие формы – дебаты, тематические диспуты, ролевые диалоги. Собрание-диспут в методике КТД И.П. Иванова – это познавательное творческое дело, цель которого – поставить перед участниками жизненно-важный, сложный, действительно спорный вопрос (или несколько таких вопросов, объединённых одной темой), выявить и сопоставить разные мнения, увлечь всех коллективным поиском правильного решения. Собрание-диспут – важное средство гражданско-патриотического, героико-патриотического и нравственного воспитания, укрепления содружества младших и старших поколений. В рамках патриотического и нравственного воспитания могут проводиться следующие диспуты: «Мы вас заменим в строю!», «Равнодушию – бой!», «Традиции и творчество в жизни коллектива», «О хорошем тоне», «Почему мы называем Родину «матерью»?» Участвуя в дебатах, младшие школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на проблему, обсудить положительные и отрицательные моменты, сравнить свое отношение к проблеме с отношением других участников. Однако дебаты, будучи во многом игровой формой коммуникации, не ставят ребенка перед необходимостью лично отвечать за свои слова, перейти от слов к делу (то есть эта форма не нацелена на выход школьника в самостоятельное общественное действие, хотя это и может случиться с конкретным школьником в силу его личных особенностей).
Такая необходимость диктуется другой формой – проблемно-ценностной дискуссией с участием внешних экспертов, представителей общества, где участники высказываются только от себя лично, а любое наигрывание с их стороны чревато разоблачением и критикой со стороны внешних экспертов, незаинтересованных в искусственной поддержке детских мнений. Проблемно-ценностная дискуссия выводит участников на ту грань, когда за словами «Я считаю…» следует «и я готов это сделать». Примерами проблемно-ценностных дискуссий могут быть такие, как: «Нам ни помнить об этом нельзя!», «Подвигу народа жить в веках!», «Что ты сделал для своей семьи (школы, коллектива, города, страны?», «Для чего нужно изучать историю родного края (историю родной страны, историю Великой Отечественной войны, историю и традиции школы, семьи)?», «Что ты сделал для людей старшего поколения?», «Чем я могу помочь людям?» Перед проведением дискуссий проводятся операции: «Коллективный подарок ветерану», «Коллективно написанные письма солдатам войны», «Праздничный сюрприз ветерану», конкурс на лучшую открытку ветерану «Я помню! Я горжусь!» и т.д.
В нашей школе, №33 города Курска, реализуется комплексная программа гражданско-патриотического и героико-патриотического воспитания. Она позволяет объединить материал учебных предметов, возможности внеклассной работы по предметам, воспитательной работы и внеурочной деятельности вокруг цели формирования основ патриотического самосознания школьников, воспитания патриота своей Родины, знающего и любящего своё Отечество, свой край, связывающего историю своей семьи и свою собственную судьбу с историей своей страны и желающего принять активное участие в развитии своей Родины. Наша школа известна своими социально-значимыми проектами: «Чистота спасёт мир!», «Больше кислорода!», «Зелёный город!», «Пусть всегда будет завтра!». Многолетней традицией школы является благотворительная ярмарка, которая проводится в конце сентября в День города. Средства, собранные от продажи творческих работ обучающихся и их родителей идут на поддержку детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Видеофрагмент из презентации школы, посвящённый организации патриотического воспитания.
В начальной школе данная программа звучит как «Ступеньки к патриотизму». Она разработана с целью социально-педагогической поддержки становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества, как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Курс построен на концентрической основе с постепенным расширением понятий и углублением их содержательного осмысления. Организация патриотического воспитания обучающихся начальной школы в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по различным направлениям.
-
Наша страна – Россия.
Задачи:
-
формировать элементарные представления о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о важнейших законах государства;
-
формировать первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
-
формировать представления о символах государства – флаге, гербе и гимне России;
-
формировать элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
-
пробуждать интерес к общественным явлениям, закреплять понимание активной роли человека в обществе;
-
воспитывать уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
-
формировать начальные представления о народах России, их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
-
Край мой соловьиный.
Задачи:
-
формировать представления о различных сторонах жизни родного края,
-
знакомить с историей и современной жизнью Курского края;
-
формировать представления о флаге, гербе и гимне Курской области,
-
формировать личностно-ценностное отношение к своему краю;
-
пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
-
формировать уважительное отношение к традиционным религиям Курского края.
-
История моей семьи в истории большой страны.
Задачи:
-
изучать историю родного края через семейные архивы, рассказы близких родственников;
-
изучать жизнь края через беседы в семье, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии;
-
формировать толерантность и толерантное поведение в условия полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
-
изучать историю и традиции своей семьи в контексте истории родной страны;
-
формировать начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, воспитывать уважительное отношение к старшим членам семьи;
-
организовать общую работу семей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры, совместное решение задач, стоящих перед местными жителями
-
Школа, которой я горжусь.
Задачи:
-
воспитывать любовь к школе, интерес к её истории, судьбе педагогов, выпускников;
-
закреплять знание традиций школы, бережное отношение к ним.
-
«Бессмертный полк» («Они сражались за Родину»).
Задачи:
-
воспитывать уважительное отношение к национальным героям, защитникам Родины;
-
изучать ратную историю России, историю вооруженных сил, видов и родов войск, боевых традиций армии и флота;
-
изучать жизнь и подвиги воинов, военачальников, полководцев, юных защитников Отечества;
-
участвовать в увековечивании памяти российских и советских воинов;
-
поддерживать связь с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками боевых действий в «горячих точках» и их родственниками;
-
участвовать в сборе материалов для школьного музея боевой славы.
-
Знаменательные даты в нашей жизни.
Задачи:
-
пробуждать интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни страны и родного края.
На методической выставке представлены материалы, подготовленные учителем начальных классов Клещевской С.А.: конспект открытого занятия внеурочной деятельности «Загадочный мир космоса», фотоотчёт о проведении занятия, творческие работы обучающихся.
-
Участие в массовых мероприятиях школы.
Задачи:
-
пробуждать и поощрять стремление активно участвовать в делах класса, школы, города;
-
получать первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности.
Совместная деятельность школы, семьи и общественности
по патриотическому воспитанию обучающихся
Организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях патриотического воспитания младших школьников ведётся в различных направлениях.
-
Повышение педагогической культуры родителей обучающихся.
-
Организация родительского лектория по вопросам патриотического воспитания в семейном клубе.
-
Проведение родительских конференций, круглых столов, деловых игр, тематических расширенных педагогических советов.
-
Выпуск информационных материалов.
-
Организация совместных мероприятий, праздников, акций.
-
Проведение открытых занятий для родителей.
-
Привлечение родителей к проведению занятий для младших школьников.
-
Расширение партнёрских взаимоотношений с родителями путём привлечения их к активной деятельности.
На методической выставке представлены материалы Лунёвой Е.А., учителя I квалификационной категории МБОУ «СОШ №33» г. Курска: конспект открытого родительского собрания «Наша дружная семья» и творческие работы обучающихся по теме «Моя семья».
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в начальной школе только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию, результатом которой в свете реализации новых образовательных стандартов должно стать достижение выпускником школы современного национального воспитательного идеала.
Как учителю мне хочется сказать просто: «Каждый человек должен быть творцом жизни. Цель педагога и всей его кропотливой работы – воспитать такого человека, который будет строить, творить себя и мир вокруг себя по законам человечности, добра и красоты».
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.